Шашкина Вера Павловна
Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении.»
Ж. – Ж. Руссо.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.
Публикация «Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Слайд 2 Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.
Поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым». Поэтому очень важно, сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.
К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Движение – это жизнь. Движение – естественная потребность человека, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности
Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.
Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм.
Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.
СЛАЙД 3 Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она оказывает положительное влияние на состояние здоровья, стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, повышает его устойчивость к неблагоприятному воздействию фактов риска, снимает психическое и эмоциональное напряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повышает умственную и физическую работоспособность.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
СЛАЙД 4 Поэтому главная задача нашего лицея – организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.
В нашей работе мы используем различные формы и методы двигательной активности, СЛАЙД 5 в первую очередь рекомендуем родителям выполнять вместе с детьми утреннюю зарядку, чтобы это вошло в привычку.
СЛАЙД 6 Далее: педагоги нашего лицея проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры на переменах, что способствует смене двигательной активности.
СЛАЙД 7 Большое количество обучающихся нашего лицея занимаются в кружках и спортивных секциях дополнительного образования вне и внутри образовательного учреждения.
СЛАЙД 8 Также широко используем занятия и прогулки на свежем воздухе, массовые, культурные спортивно-оздоровительные мероприятия.
СЛАЙД 9 Традиционно стало проведение мини-футбола на «Кубок Автобакса» среди 4-х школ (СШ №5, СШ №16, СШ №22, Лицей №11). Совместно с РДШ запланировали расширить программу, включить такие виды спорта как волейбол и баскетбол. Также принимаем активное участие в сдаче норм ГТО, СЛАЙД 10 Президентских играх и Президентских состязаниях, где ребята нашего лицея были не однократно победителями городского и областного, участниками российского уровней.
СЛАЙД 11 Налажено сотрудничество с дошкольным учреждением. Проводятся соревнования между воспитанниками.
СЛАЙД 12 Два раза в год в начале и в конце проводятся традиционно Дни здоровья с выездом на природу.
СЛАЙД 13 Принимаем активное участие во Всероссийских спортивных мероприятиях как: Кросс Нации, Азимут, лыжня России.
В лицее проводятся спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.
СЛАЙД 14 Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Взрослые ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т. д. но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!». Лицей и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Слайд 15-23 Каждый год традиционно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные мероприятия, проводимые в рамках обороно-массовой работы, школьные спартакиады, зарядка с сотрудниками правопорядка, турнир по мини-футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу, бадминтону, соревнования по шашкам, шахматам, а в 1-х классах проводился квест по пожарной безопасности. Помимо практической двигательной активности у нас в лицее проводятся конкурсы и праздники, где дети соревнуются в теоретических знаниях по физической культуре и спорту.
Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.
СЛАЙД 24 Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в лицее является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности обучающихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.
История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п., развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.