Рудакова Екатерина
Методики эмпирического исследования влияния профориентационной программы на склонности дошкольников к выбору профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Предметом деятельности Бюджетного учреждения является реализация основной образовательной программы дошкольного образования в группах 4 оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Основными целями деятельности Бюджетного учреждения являются:
1. Обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования;
Публикация «Методики эмпирического исследования влияния профориентационной программы на склонности дошкольников к выбору профессии» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
2. Создание благоприятных условий для личностного развития, образования и общения воспитанников; обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников и работников Бюджетного учреждения;
3. Формирование у воспитанников современного уровня знаний, способствующих развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, дарований воспитанников;
4. Участие и реализация государственной политики в области образования.
Цели образовательного процесса Бюджетного учреждения:
1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
2. Воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
3. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
4. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития воспитанников;
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
Экспериментальная группа состояла из 200 дошкольников, а контрольная – из 40 дошкольников из города Отрадный, возраст которых колеблется от 4 до 7 лет.
Для исследования был проведён сбор эмпирических данных, состоящий из двух измерений. Первое измерение было проведено в сентябре 2017 года, а второе – в апреле 2018 года. После первого измерения во всех ДОУ проводилась активная профориентационная работа с детьми, а именно:
1. Ознакомительная беседа педагога с воспитанниками.
2. Мастер-классы с представителями профессий в ДОУ.
3. Экскурсии на место работы специалистов.
4. Свободная игра дошкольников с использованием профессиональной атрибутики.
Тестирование проводилось в рабочие дни. Условия проведения: тестирование проводится индивидуально и предполагает ряд последовательных действий экспериментатора и испытуемого.
При проведении диагностики все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
При выявлении уровня сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников до и после применения профориентационной работы дошкольника использовались следующие методики :
1. Профориетационный опросник Е. А. Климова;
2. Профессиональная деятельность взрослых Л. В. Куцаковой;
3. Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера) В. П. Кондрашова.
Методика Е. А. Климова предназначена для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
В детской модификации методики шкала «человек – знаковая система» при диагностике детей не учитывается. Учитывается «Человек-природа» (П, «Человек-техника» (Т, «Человек-художественный образ» (Х, «Человек-человек» (Ч). Основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области лежат профессиональные интересы ребёнка.
Содержание методики : испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
1. Человек - природа. Представители этого типа имеют дело с рас-тительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек - техника. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер - механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек - художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник - декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
4. Человек - человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер - организатор производства, врач, учитель.
Методика «Профессиональная деятельность взрослых» Л. В. Куцаковой направлена на определение уровня усвоения знаний о профессиональной деятельности взрослых. В этой методике описаны типы профессий по шести группам : задача тестируемого описать каждую профессию, проявляя знания:
1. О трудовой деятельности взрослых: - Кто работает?
2. Основных трудовых процессов: - Что делает?
3. О материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы:- Чем пользуется (какими инструментами?
4. Знания о взаимодействии людей разных профессий : - Кто кому помогает? - Кто работает вместе?
5. Бережное отношение к труду взрослых: - Как мы должны относиться к чужому труду? -Что мы для этого делаем? –Как себя ведем?
6. О героических профессиях : - Что делают?
Данная диагностическая методика с большей вероятностью позволяет увидеть уровень знаний детей и наметить с ними дальнейшую работу по формированию знаний об окружающем, о труде взрослых.