Получи документы

Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»

Онара Байрамова
Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей,

члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи,

ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее

настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы,

правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для

Публикация «Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений „Семейная фотография“, „Семейная скульптура“» размещена в разделах

диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных

фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье.

Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Если

обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий

увеличивается.

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье.

Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные

им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение

имеют они для него и какие чувства вызывают.

Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это

осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является

первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или

тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли,

шутят ли, нервничают и т. д.

Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается,

насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности

во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных

родственников на снимке.

Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем

настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие воп-росы: «Кто эти люди на фотографиях; «Помните ли вы, что происходило во время

съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в

этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул

объективом фотоаппарата?»; «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди

одеты именно так, а не иначе?»

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий,

других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во

время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения.

Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение

интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний,

вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время

обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных

взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские

роли членов семьи.

2. «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к

социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют

психологу следующие возможности:

1. Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и

эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это

увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает

спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит ин-теллектуальная сфера.

2

2. Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в

операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но

не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии

жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас» клиенты могут непосредственно

взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение,

межличностное и в семье.

Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации:

чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким

образом становятся доступными изучению и изменению.

4. Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены

семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение

воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие —

отвергаются.

5. Содержат элемент неожиданности для клиентов — не соответствуют

тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому

могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится стал-киваться.

6. Привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой

своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются,

выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных

обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца

помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь

возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как

единого целого.

7. Фокусируют внимание на социальной системе и процессе

социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у

идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен»,

подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны.

На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы,

как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, от-даленности и т. д.

«Семейная скульптура»

Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе

взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой

идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и

объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в

данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе.

Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников

согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого

воплощается в живой картине и проецируется на нее.

Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который

позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию раз-нообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе.

Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного

опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

Для проведения методики необходимы члены семьи, легко передвигающиеся мебель

и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи.

Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое

число членов расширенной семьи.

Перед началом выполнения задания психолог объясняет членам семьи, что данная

методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче

показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое

3

понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так,

чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по

отношению друг к другу.

Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора,

обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он

должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его

отношение к данным членам семьи.

Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим

результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с

собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи

должен изваять свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную

ситуацию в семье в данный момент.

Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники,

альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются

скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая

фаза работы — обсуждение полученных результатов.

Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры.

Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово

или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены

семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не

только визуальный, но и слуховой эффект.

В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее

части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье в целом. Например:

скульптору : «Придумайте название вашему произведению»;

каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших

родственников?»;

всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура;

каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает

вас так, как он это изобразил?»;

всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно

так, как изображено в скульптуре?»;

> скульптору или семье : «Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?»

ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА»

Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после

того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в

семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс

ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в

семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально то, какой они

видят идеальную семью.

Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской

парой, с субсистемами: родители—дети, братья—сестры, с полной семьей.

Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство

интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы —

треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие

проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика «семейная

скульптура» — хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших

использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны

традиционные методы типа беседы и т. д.

Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их

чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания

4

манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются

замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх,

враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

Метод «семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной

семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие

большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой

ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести

позитивные изменения в семейную систему.

Публикации по теме:

«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Проект «Семейная память»Проект «Семейная память» Познавательный проект направлен на развитие знаний детей о Великой Отечественной войне; на расширение представлений о семьях детей, в которых.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

Семейная мастерская!Семейная мастерская! Я впервые на этом сайте и конечно, хотелось бы начать с себя! Расскажу я о своей творческой семье и о наших увлечениях, коих много - это.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 11:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»» (включая файлы) размещена пользователем Онара Байрамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД