Ольга Крошухина
Методики диагностирования семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогике существует большое разнообразие методов оказания помощи и поддержки семье в трудной ситуации. Одним из важнейших является диагностика, исследование семьи, применяющаяся для изучения особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.
Семейная диагностика занимается выявлением особенностей взаимоотношений в семье, а также позволяет установить характер влияний семьи на психологические характеристики ребёнка, определить направление и формы психологической помощи семье, выбрать наиболее эффективные варианты решения семейных проблем.
Публикация «Методики диагностирования семьи» размещена в разделах
Я вам дам краткую ориентировочную классификацию диагностических методик, сгруппированных по решаемым с их помощью задачам. Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. И ещё одним ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты.
В случае объективных методик влияние исполнителя (диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Не существует жесткой границы между двумя классами.
Существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.
Следует помнить, что большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогативой специально подготовленного психолога.
Классификация методик :
1. Объективные тесты с выбором ответа. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме норматива, то есть имеются объективно правильные и неправильные ответы.
2. Опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на вопрос. Но ключ к в этом случае определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентации, самооценки.
3. Методики субъективного шкалирования. В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.
Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.
В данном случае сам ребенок оценивает какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей, либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме. От формы суть не меняется: методика все равно остается методикой шкалирования. Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте.
Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного мышления. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики, то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.
А теперь посмотрим, какие понятия должны быть уже сформированы у ребенка для успешного выполнения этой методики? Понятия максимум и минимум (самый, крайний и т. п., понятие все люди, понятие середина (средний, промежуточный уровень, понятия выше/ниже (больше/ меньше, понятие себя и, наконец, понятия счастье, ум и аналогичные, выступающие критерием оценки.
Как видим, далеко не всем дошкольникам и даже младшим школьникам должна быть легко доступна такая методика. Если взрослые не развивали у ребенка ассоциативно-рефлексивное мышление, то, впервые столкнувшись с подобной методикой, ребенок оказывается перед задачей впервые сформировать у себя довольно сложное умение, включающее комплексную координацию целой системы понятий.
Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования — не дело педагога, а дело специально подготовленного психолога.
Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.
3. Наблюдение (диагностика семейных / супружеских отношений, диагностика детско-родительских отношений).
Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются выводы.
Т. е. мы знаем, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку.
4. Интервью (с ребёнком).
Этот метод, один из наиболее древних и популярных в психологии и педагогике, очень часто кажется новичкам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь педагог (психолог) добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать наши вопросы. А в случае непосредственного контактного на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера — не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между ребёнком и педагогом.
5. Беседа.
Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.
Определенной модификацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы.
6. Проективные методики (рассказ, рисунок, ролевая игра).
Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики). Тестовый стимул с этих методиках фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение»).
Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик. Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов.
Становится ясно, что ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов.
Требование к проведению проективных методик – соблюдение необходимых атрибутов научной технологии.