Елена Рогова
Методика диагностирования экономического образования. Содержание диагностирования
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностирование проводилось два раза в год.
Уровень знаний детей по экономическому образованию и воспитанию определялся в процессе бесед, игр, проблемных ситуаций.
Проводилось индивидуально.
Результаты диагностирования отражались в картах обследования.
Знания детей оценивались по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Публикация «Методика диагностирования экономического образования, Содержание диагностирования» размещена в разделах
Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания : активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера : без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «Посмотри внимательно на рисунки» («Как еще можно?»). Уверяя в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий: активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основания классификации).
Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям.
Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.
Результаты диагностирования отражались в схеме.
Содержание диагностирования
1. Выявить умение выявлять в окружающем мире экономические категории.
Используется метод индивидуальной беседы.
Дошкольнику предлагается завершить предложение по смыслу, используя термины экономики.
а) Любой труд приносит. .(пользу)
б) Моя мама получает за свой труд., бабушка., а брат учится в институте и получает. (зарплату, пенсию, стипендию).
в) Доходы семьи можно увеличить, если (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т. д.).
г) Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер - это. (профессия).
д) Деньги разных стран называются. (валюта).
е) Любой товар можно. (продать, купить, изготовить).
ж) В магазине цена., чем на рынке (выше).
з) Место хранения и накопления денег называется. (банк).
и) Чтобы люди узнали о товаре, нужна. (реклама).
к) Любая одежда - это. (товар).
л) Для того чтобы жить, человеку нужно. (одежда, жилье, продукты питания).
2. Выявить представление о бюджете семьи.
Используется метод индивидуальной беседы.
Ребенку предлагается модель «Доходы» и «Расходы». После этого задаются вопросы:
а) Чем отличается домашний труд от труда на производстве?
б) Как называются деньги, которые получают мама и папа на работе?
в) Как называются деньги, получаемые за учебу?
г) Кто в семье получает стипендию?
д) Кто в семье получает пенсию?
е) Какие бывают расходы?
3. Изучить отношение ребенка к экономии природных ресурсов в специально созданных условиях.
Используется наблюдение за отношением к экономии воды, электроэнергии в групповой комнате.
Моделируется ситуация выбора между экономией воды и электроэнергией и не экономном их расходовании (течет вода из крана, днем горит свет).
Ведется наблюдение и выясняется, почему ребенок сделал тот или иной выбор (обратил ли внимание, что нужно закрыть кран, выключить свет).
4. Изучить понимание ребенком роли бытовой техники в доме.
Используется метод индивидуальной беседы по карточкам с изображением бытовой техники.
Дети берут карточку, называют машину и рассказывают, для чего она нужна в доме.
5. Выяснить представление детей о содержании труда некоторых профессий.
Используется метод индивидуальной беседы.
Ребенку показывают картинки с изображением людей разных профессий и задаются вопросы:
а) Кем работают эти люди?
б) Как ты догадался?
в) Что они делают?
г) Зачем нужна та или иная профессия?
Предложить рассказать о любом трудовом процессе, например: «Расскажи как повар делает винегрет».
6. Выявить в ситуации выбора представления о рекламе.
Используется метод индивидуальной беседы.
Ребенку предлагается выбрать правильное предложение из двух:
1) Реклама нужна человеку для развлечения.
2) Реклама важна для продажи товаров.
Ребенку предлагается послушать рекламу про игрушки и ответить на вопросы: После какой рекламы купят игрушку? Почему?
а) Покупайте слона, он без уха и хвоста, с красным длинным языком и оранжевым звонком.
Любит он сидеть в углу и трубить «ду-ду-ду!»
б) Купите красивого мягкого мишку. Он лучший подарок для всех вас детишки.
7. Выявить представления детей о бартере и деньгах, и их значении, о деньгах других стран (валюте).
Используется метод индивидуальной беседы.
Дошкольнику задаются вопросы:
Что такое бартер?
Для чего нужны деньги?
Какие деньги нашей страны ты знаешь?
Как называются деньги других стран?
В какой стране – евро, кроны, доллары?
8. Выяснить представления о потребностях.
Используется метод индивидуальной беседы.
Детям предлагаются карточки с надписями: «Кино», «Дом», «Одежда», «Чтение», «Рисование», «Спорт», «Медицина», «Еда», «Вода», «Воздух», «Тепло», «Свет». Необходимо выбрать:
Что нужно для жизни животных?
Что же нужно для жизни растений?
Какие общие потребности всех людей?
Что нужно для удовлетворения потребностей человека?
Затем задаются вопросы:
- Как ты понимаешь ограниченность возможностей?
Перечислить занятия, которые представляют собой упущенные возможности.
9. Изучить в ситуации выбора представления детей о ресурсах, как и для чего используются:
а) Детям предлагаются карточки с написанными словами. Необходимо вычеркнуть слова, которые попали не на свое место.
Природные ресурсы: вода, каменный уголь, станок, дерево, воздух, лопата, книга, синица.
Капитальные ресурсы: кран, велосипед, хлопок, золото, лопата, скрипка, станок, приборы, дом.
Человеческие ресурсы: память, внимание, здоровье, книга, знание, доброта, честность, слух, пылесос, хорошее знание.
б) Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные предметы (стол, пальто, рубашка, шапка, туфли, сапоги, брюки) и список материалов: шерстяные ткани, хлопчатобумажные ткани, металл, дерево, искусственные ткани, пластмасса, мех, кожа, стекло, резина, бумага, картон, лак, краситель.
Необходимо выбрать материал для изготовления предметов.
10. Выяснить знания о правилах и нормах жизни в детском учреждении в ситуации выбора.
Используется метод индивидуальной беседы.
Дошкольнику предлагается выбрать правильные предложения:
Незнайка пришел в детский сад и со всеми первый поздоровался, а когда уходил, сказал «До свидания»;
Незнайка пришел в детский сад, стал бегать по группе, громко кричать и всех детей толкать;
Незнайка сломал игрушку и порвал книжку;
Обидел малыша;
Взял без разрешения чужую игрушку;
Помог Тане застегнуть пуговицы;
Разбил чашку и сказал, что это сделал Коля;
Все время хотел быть главным в различных играх;
Хвастался, что он все знает и умение;
Выйдя из-за стола, когда поел, задвинул стул и поблагодарил взрослых;
Намусорил в группе;
Воспитатель разговаривал с родителями, Незнайка перебил его;
Охотно выполнил просьбу взрослого протереть столы;
Не соблюдал правила игры, а играл, как хотел.
11. Выяснить умение делать выбор, определять его цену.
Даются задания:
а) Представить, что есть время только на одно занятие. Выбрать его из двух самых интересных и вписать в круг с названием «выбор», а другие вписать в круг с названием «цена выбора».
б) Выяснить умение определять выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения. Дошкольнику предлагается картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; лица в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д.).
Ребенку предлагаются картинки. Задаются вопросы. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал этот выбор?
Картинки с ситуациями
а) Мальчик ремонтирует книгу.
Мальчик вырывает страницу из книги.
б) Девочка бросает игрушку.
Девочка наводит порядок в игровом уголке.
Собирает разбросанные игрушки.
в) На витрине магазина представлены товары без ценников.
г) Мальчик плачет и требует купить машинку.
д) Папа и мама, определяют бюджет своей семьи (расходы и доходы).
12. Выяснить умение выбирать из множителя единичное. Организовывается сюжетно-ролевая игра «магазин».
В процессе игры задавались вопросы: Что ты хочешь купить?
Хватит ли тебе денег?
Так ли необходима тебе эта покупка; можно ли отложить ее на будущее и купить более необходимую вещь?
13. Выяснить умение составлять рассказ на экономическую тему. Ребенку предлагается тема для составления рассказа. Оценивается умение составлять рассказ на эту тему.