Надежда Смирнова
От методики к практике работы с текстом в ДОУ
▼ Скачать
Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального образования. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Публикация «От методики к практике работы с текстом в ДОУ» размещена в разделах
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Смысловое чтение - достаточно новое понятие в педагогике
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Что такое смысл? Смысл – с-мысль, т. е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т. п.
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование предпосылок универсальных учебных действий.
В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное слово. Литература является важнейшим средством позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых и т. д.
Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, где они имеют возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод с английского К. Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей», чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.
Произведения художественной детской литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию морали, оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, начинает запоминать эпитеты народной речи, начинает понемногу чувствовать красоту поэтической метафоры.
Методика работы с текстом
детей дошкольного возраста
1этап. ВОСПРИЯТИЕ
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).
Например, после прочтения воспитателем художественного произведения детям задаются вопросы: Что понравилось? (Не понравилось) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием) - формирование эмоциональной оценки текста.
В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка». То есть в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературным анализом текста добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто — нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Так же этот прием важен и со стороны «обратной связи» : педагогу необходимо знать, насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.
2 этап. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Осуществляется работа с сюжетом, композицией, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков, система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены. Используются схемы, моделирование, картины.
Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество» и Ю. Яковлева «Малая Родина», педагог обсуждает с ними, почему свою землю — Россию — мы называем словом «Родина» или словом «Отечество», так похожим на слово «отец». Выслушивает мнения детей, затем обобщает их: «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством — потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».
Или например: читая сказку «Заюшкина избушка», педагог предлагает обозначить героев сказки «кружочками» разного цвета и размера, в соответствии с характером и внешностью сказочного героя (белый кружок – заяц, кружок побольше оранжевого цвета-лиса и т. д.)
Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой, особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор соответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение, сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.
3 этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей сюжета, прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?
Например, воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной) структуре. Тогда в «Теремке», «Колобке» или «Рукавичке» могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д. Родари: «Сказки, у которых три конца», в которых детям нужно сочинить свое окончание истории, «Собака, которая не умела лаять» или «Дедушка-путаник», которая задает детям модель трансформации известной сказки «Красная Шапочка». Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов, которые отражают типичные сказочные элементы и функции: про кого она будет? как будет начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?
Организация чтения в ДОУ – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости, такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный.
Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловой формирования личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.