Скуренок Анна
Методика творческой работы с народным ансамблем в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАРОДНЫМ АНСАМБЛЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
Автор: Скуренок Анна Николаевна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по работе с народным ансамблем в детском саду. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ.
Публикация «Методика творческой работы с народным ансамблем в детском саду» размещена в разделах
Цель: Развитие природной музыкальности, первоначальных навыков музицирования, индивидуальности; создание предпосылок к формированию творческого мышления; приобретение многообразного опыта самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.
Задачи:
1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
3. Развивать творческую активность, художественный вкус, желание импровизировать; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
4. Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
6. Формировать целеустремленность, навыки коллективного сотрудничества, ответственность, дисциплинированность.
Для гармоничного развития ребенка необходимо раскрыть его творческий потенциал, его творческие способности. И одним из самых доступных и развивающих форм является игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ)
Именно игра на ДМИ:
• развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
• способствует развитию мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения;
• становлению и развитию таких волевых качеств (выдержки, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости);
• развивается память и умение сконцентрировать внимание.
• Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности.
Но самым сложным видом игры, является игра в ансамбле.
Происходит сложная мозговая деятельность. Помимо того, что ребенку необходимо слушать себя, держать ритм, темп, либо вообще, быть солистом и вести основную мелодию, ему еще необходимо слушать остальных участников ансамбля. Конечно, занятия в ансамбле дают положительные, ребенок очень быстро продвигается в своем музыкальном развитии.
Благодаря музицированию у детей:
• улучшается качество пения;
• улучшаются музыкально-ритмические движения;
• формируется личность будущего музыканта и слушателя;
• дети учатся понимать и любить музыку.
Сегодня, на нашем мастер классе познакомимся и разберем приемы игры на таких музыкальных инструментах как трещетка, гусли и бубен.
Трещотка представляет собой набор тонких дощечек, между собой они соединены прочным шпагатом. Ее звучание очень похоже на треск дерева или рокот сороки.
Трещотку необходимо держать двумя руками за веревку, резкими или, наоборот, плавными движениями можно издавать различные звуки. Руки должны находиться на уровне груди или головы, а чтобы привлечь больше внимания руки поднимаются высоко над головой. Есть несколько способов игры на трещотке. Обычный, когда раздвигаются нижние части пластин и резким движением смыкаются обратно. Второй способ – когда вся трещотка смещается в стороны.
Бубен – это один из самых древних музыкальных инструментов во всем мире. Ударный инструмент. Существует множество приемов исполнения на бубне, но весьма распространенными считаются отдельные не очень сильные удары, встряхивания и тремоло. Благодаря тому, что металлические пластины соударяются друг о друга, получается такой шумяще-звенящий звук.
Гусли – струнно-щипковый инструмент, потому что звук получаем щипая струны. Гусли являются сольным инструментом, на нем играют, в основном основную мелодию или тему.
Обучение игре на большинстве ударных народных инструментах, в нашем случае это трещотка и бубен, не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты а также музыкальные инструменты других групп оркестра.
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти рук, ее мышцы не должны быть напряжены, что поможет при игре избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости. В этом большую помощь оказывают специальные упражнения для разминки рук без инструмента. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте.
Чтобы разработать пальцы рук можно применить пальчиковую игру:
Мамин букет
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Чтобы снять зажатость в кисти можно выполнить движение «Фонарик наоборот»,либо «Дождик пошел».
Чтобы расслабить убрать мышечный зажим можно выполнить движение «Кулачки сцепились»
Перед работой над произведением, педагог знакомит детей с ним, разбирая по партиям и проигрывая мелодию. Мы взяли р. н. м «Василек»
Далее необходимо разобрать и проработать партию солиста. В нашем случае это игра на гуслях. По показу музыкального руководителя, ребенок запоминает ритмический рисунок, мелодию и пытается повторить. При необходимости, педагог проигрывает мелодию еще раз и помогает солисту, параллельно проигрывая произведение. Чтобы лучше запомнить мелодию, ее можно пропевать.
Далее мы разбираем партию бубна и трещетки по отдельности, ведь ритмические рисунки отличаются. Партию бубна мы исполняем четвертями, а партию трещотки восьмыми нотами. Для лучшего запоминания я предлагаю деткам выполнять шаги – это четвертные ноты, которые будут вторить ударам трещотки, и движения легкого бега на месте – это восьмушки, играют на бубне.
Когда все партии разобраны я предлагаю сделать внутриансамблевые партии, т е мы партии – это бубен и гусли, бубен и трещотка, трещотка и гусли. Все это делается для того, чтобы дети умели концентрироваться на мелодии и четко отбивать свой ритм. Когда все партии готовы, мы соединяем наш ансамбль.
В дальнейшем перед нами стоит работа над ритмическим ансамблем, динамическим ансамблем, единым вступлением.
А теперь Внимание на экран – ИТОГ.