Бурлакова Светлана Николаевна
Методика развития воображения и мелкой моторики посредством нетрадиционных способов рисования для детей с УО и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ.
Публикация «Методика развития воображения и мелкой моторики посредством нетрадиционных способов рисования для детей с УО и ЗПР» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Рисование пальцами для детей с интеллектуальной недостаточностью-самый доступный способ рисования. Действительно, что может быть проще: обмакнул палец в краску и ставь им точки, проводи разные линии. Занимательно и интересно, и работа сразу видна.
Прежде чем приступать к занятиям, предложите детям порисовать пальчиком в воздухе, в коробке с манкой, с речным песком. Покажите детям, как опускать пальчики в краску и ставить на листе бумаги точки, мазки, проводить линии. Если у детей возникли трудности, то возьмите руку ребенка в свою и нарисуйте несколько точек, проведите несколько линий.
Когда дети освоят этот способ рисования, можно предложить им украсить заранее нарисованные предметы (чашку, платье для куклы, варежку, божью коровку, мухомор, новогоднюю елку, бабочку) или сюжетные картинки («Весенняя капель», «Зернышки для цыплят», «Крошки для воробья», «Камешки на речном берегу», «Яблоки на яблонях» и другое).
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое
Тема «Бабочка»
Этапы работы Содержание
1. Пальчиковая гимнастика Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки).
2. Дидактическая игра «Какая
бабочка на какой цветок сядет».
Разложить на столе цветы и предложить детям посадить на них
бабочек. (посадить красную бабочку
на красный цветок, желтую на
желтый и т. д.)
3. Рисование пальчиками украшений на крыльях бабочек Работа проводится с подгруппой детей.
4. Заключительный этап. Игра «Бабочка и слон» Когда звучит колокольчик, дети изображают бабочек: бегают по кругу и машут крыльями. Когда звучит барабан, дети ходят по кругу и топают ногами, изображая слона.
Тема «Горошек для петушка»
Этапы работы Содержание
1. Пальчиковая гимнастика Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами - указательным и средним – каждой руки,
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,
А за ней ребятки - желтые
цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши,
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки,
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола,
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно
двумя пальцами каждой руки или
обеих рук одновременно: большой -
указательный, большой - средний и
т. д.)
2. Игра на развитие моторики
пальцев.
Перед детьми выставляются по две миски: одна с горохом, а другая пустая. С помощью ложки ребенку предлагается переложить горох из одной миски в другую.
3. Рисование горошка для петушка Раздать детям листы бумаги с готовым изображением петуха. Предложить покормить его, нарисовав много горошин.
4. Заключительныйц этап Прочитать детям потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Деткам спать не даешь?
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ.
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо показать, как делать отпечатки. Сначала пусть дети научатся прикладывать сухие ладошки к листу бумаги. Затем научите их опускать в мисочку с гуашью всю ладонь, чтобы получился отпечаток. Необходимо акцентировать внимание, что пальцы должны быть растопыренными, если ребенок с интеллектуальной недостаточностью не может это сделать сам, педагог помогает ему.
Тема «Ежик»
Этапы работы Содержание
1. Пальчиковая гимнастика Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с
выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)
2. Игра на развитие моторики
пальцев.
Показать детям силуэт ежика (без колючек). Предложить помочь ежику, сделать ему колючки. Попросить детей прицепить к спинке ежика прищепки.
3. Рисование ладошками колючек ежика Работа проводится с каждым ребенком индивидуально.
4. Заключительный этап. Предложить детям прикрепить на колючки ежика грибы и яблоки из цветного картона.
Тема «Птичка»
Этапы работы Содержание
1. Пальчиковая гимнастика Птички по небу летали,
(большой палец в сторону, остальные
пальцы растопырены)
Птички крыльями махали.
Вот так, вот так.
(раскрыть пальцы, затем соединить в
кулак)
А когда устали,
Крылышки прижали.
(сжать пальцы в кулак)
2. Игра на развитие моторики
пальцев.
Показать детям силуэт вороны и предложить украсить хвост с помощью прицепок.
3. Рисование ладошками крыльев птицы. Работы проводиться с каждым ребенком индивидуально.
4. Заключительныйц этап. Когда работы высохнут, предложить
детям нарисовать зернышки для птиц
с помощью пальчиков.
Тема «Медведь»
Этапы работы Содержание
1. Пальчиковая гимнастика Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.
(на каждую строчку то одной, то другой рукой дети показывают, как будто они срывают ягоды)
2. Игра на развитие моторики
пальцев.
Педагог предлагает каждому ребенку
потрогать, погладить силуэт медведя
из картона, обшитый шерстью.
3. Рисование ладошками шерсти
медведя.
Дети прикладывают отпечатки с растопыренными пальцами к листу бумаги. Затем воспитатель переворачивает лист бумаги, дорисовывает образ медведя, и дети видят, что получился образ медведя.
4. Заключительный этап. Логоритмическое упражнение
«Мишка косолапый по лесу идет».