Клюева Ирина Юрьевна
Методика развития коммуникативной культуры дошкольников с использованием игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. В процессе обучения и воспитания дошкольников используются различные педагогические технологии, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. В современной науке к интерпретации данного понятия подходят с нескольких сторон. Как и любое явление, обладающее динамикой развития, коммуникативная культура имеет свои критерии выявления, к числу которых можно отнести на словесном уровне – определенный запас средств общения, а в плане поведения – гибкость суждения, вежливость, толерантность, способность к адаптации в социуме.
Публикация «Методика развития коммуникативной культуры дошкольников с использованием игровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Анализ исследований и публикаций. Теоретическая основа исследования опирается на работы, в которых рассмотрены аспекты развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Г. Н. Казаручик [2], И. В. Попович [6], А. С. Степанова [7] и др., воспитания коммуникативной культуры (Ю. К. Картавая [3], Э. В. Кулешова [4], И. А. Кумова [5], Г. Р. Халимдарова [9] и др., а также организационно-педагогических условий развития коммуникативной культуры дошкольников (О. В. Евдокишина [1], Ф. М. Сулейманова [8] и др.).
Цель статьи – описать основные этапы реализации авторской методики развития коммуникативной культуры дошкольников через игровые технологии.
Изложение основного материала. Рассмотрим содержание работы на каждом этапе реализации авторской методики развития коммуникативной культуры дошкольников через игровые технологии. В начале экспериментального исследования на первом (когнитивном) этапе, мы разработали систему игровых речевых упражнений и игровых речевых ситуаций с целью формирования у дошкольников культуры общения; творческого использования языковых и неязыковых средств выразительности; сознательного употребления формул речевого этикета. Мы пытались организовать систему занятий таким образом, чтобы знания, полученные ребятами на занятиях, использовались ими и в процессе обычного общения.
На первом этапе дошкольникам были предложены игровые речевые ситуации, которые предусматривают самостоятельное конструирование высказываний с опорой на речевой материал и имеют полностью продуктивный характер.
Проиллюстрируем примером.
Задание 1. Опишите ситуации, при которых употребляются такие речевые формулы и обращения:
1) прошу прощения, 2) привет, 3) шагом марш! 4) извините, я не слышал.
Задание 2. Кому и в какой ситуации вы скажете:
1) Вот так встреча! 2) Сколько лет, сколько зим! 3) Что заставило вас прийти ко мне? 4) Извините, что заставил вас ждать; 5) Пойдешь сегодня гулять? 6) Договорились. Обязательно приду; 7) К сожалению, не смогу.
Составьте три-четыре диалога с приведенными репликами.
Также во время первого этапа экспериментального исследования дошкольникам предлагался ряд игр, развивающие умения высказывать свое мнение, подбирать слова и объяснять их смысл. Например:
Игра «Словесное рисование».
Цель: развивать умение детей высказывать свое мнение, описывать изображение с использованием образной лексики.
Материал: изображение весеннего пейзажа.
Ход игры: дошкольники рассматривали представленную картину, после этого пытались словами передать то, что на ней изображено. Приведем несколько примеров ответов детей.
Алие: На картине изображена весна. Природа уже проснулась. Яркое солнышко согревает землю своими теплыми лучиками. Тянутся к солнышку первые весенние цветочки-подснежники. Все вокруг оживает.
Вова: Пришла весна, и вокруг все проснулось. Запрыгали солнечные лучики, появились первые подснежники.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение детей подбирать слова, противоположные по значению.
Ход игры: воспитатель говорит слово, а дети подбирают к нему противоположное по значению:
Маленький – большой, левый – правый, белый – черный, день – ночь, утро – вечер, лето – зима, толстый – худой, легкий – тяжелый.
Игра «Фантазия».
Цель: развивать умение детей находить сравнения, объяснять их содержание и подбирать сравнения к представленным словам на основе образов, созданных в детском воображении.
Задание: воспитатель называет детям речевые выражения, ребятам необходимо объяснить сравнения в них, а также подобрать к предложенным словам свои.
Большой, как гора.
Трудолюбивый, как пчела.
Теплый, как солнышко.
Сильный, как.
Холодный, как.
Сладкий, как.
Василек, как.
Мамочка, как.
Заметим, что на первом этапе формировали первичные речевые умения, связанные с требованиями к культуре речи : слушать и понимать устную речь, произносить слова согласно действующим орфоэпическим нормам современного русского языка, одновременно усваивая не только произношение слова, но и лексическое значение, связывать с другими словами, то есть овладевать правильностью речи (орфоэпической, грамматической, предусматривалось усвоение правил культуры общения, обогащение новыми понятиями, а формирование первичных умений оперировать новым материалом, используя такие коммуникативные качества, как точность, логичность, чистота, богатство речи.
Для формирования умения слушать и понимать речь проводили занятия с «мультимедийной поддержкой». Это форма организации учебного процесса, где средства мультимедиа используются эпизодически, для усиления образовательного эффекта. На протяжении первого этапа обучения использовали такие мультимедийные средства обучения, как «Уроки тетушки Совы». Во время просмотра этого мультфильма знакомились с правилами хорошего поведения, с основными нормами речевого этикета, запоминали речевые этикетные формулы.
Поскольку объективная оценка уровня интонационной выразительности речи является довольно сложной, мы сосредоточили свое внимание на овладении детьми средствами внешней выразительности (жесты, мимика, пантомимика и т. п.). Для этого нами были собраны, структурированы и использованы специальные игры. Охарактеризуем их более подробно.
Для овладения жестами использовались следующие игры : «Зачарованный ребенок» (на все вопросы дошкольник отвечает жестами); «Вот какой он» (ребенок жестами «описывает» определенные предметы); «Трудолюбивая семья» (дошкольники жестами отображают различные действия: шьют, вяжут, пишут и т. д.); «Представь себе» (дети мимикой показывают разное настроение и эмоции, например, представь, что ты съел (кислый лимон, сладкую конфету и т. д. ; покажи, что ты (обрадовался, испугался, удивился и т. д.).
Реализация задач второго, коммуникативно-продуктивного этапа эксперимента осуществлялось как на учебных занятиях, так и во время игровой деятельности и прогулок. Применялись разработанные нами имитационные и творческие игры, которые особо активно использовались в процессе подготовки к театрализованным играм, инсценировкам и т. п. Первая группа игр основана на механизме подражания дошкольниками выразительности речи воспитателя («Узнай по голосу», «Скажи, как я», «Покажи, как я» и др.). Вторая группа (творческие игры) предусматривала совершенствование умений и формирование навыков самостоятельного поиска и применения детьми средств выразительности («Скажи голосом человека, который изображен на рисунке», «Покажи, что ты чувствуешь», «Опиши героя сказки», «Слова-враги», «Слова-приятели», «Продолжи ряд» и т. д.).
С детьми также проводили игры, направленные на формирование умений использовать невербальные средства выразительности. Проиллюстрируем примерами.
Игра «Отгадай, чем мы занимаемся».
Цель: формировать умение детей пользоваться мимикой и жестами.
Ход игры: один ребенок выходит из комнаты, остальные дети под руководством воспитателя договариваются между собой, какую работу они будут «выполнять». Например, шить, копать, рисовать, играть на скрипке и др. Когда ребенок входит в комнату, другие говорят:
Что я делаю, не скажу,
Я скорее покажу.
После этого игрок должен отгадать, чем занимаются дети.
Игра «У кого какое настроение?»
Цель: научить распознавать различные эмоциональные состояния, развивать умения использовать мимику и жесты.
Материал: картинки с изображением цветочков, которые имеют разное настроение (веселые, грустные, напуганные, удивленные, сердитые).
Ход игры: дошкольники внимательно рассматривали все картинки, а потом изображали на своем лице похожее настроение. Каждый участник предлагал свой вариант, а другие дети отгадывали, какое настроение изображает ребенок. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.
Самым трудным оказалось для детей изобразить удивление и испуг.
Игра «Сценка» (для групповой работы).
Цель: развивать умение детей работать в группах, а также умение применять невербальные средства выразительности.
Ход игры: дети объединялись в группы и договаривались под руководством воспитателя, отрывок из какой сказки покажут остальным детям. Тихонько и быстро распределили роли. Задача состояла в том, чтобы показать отрывок без использования слов. Другие группы должны были догадаться, из какой сказки этот отрывок.
Дошкольники использовали отрывки из сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Такого типа игры мы использовали на многих занятиях; их количество было разным, в зависимости от уровня сложности. Они способствовали усвоению теоретического материала, развитию навыков пользоваться формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, средствами невербального общения, формированию культуры общения.
На третьем (коммуникативно-творческом) этапе, дошкольники самостоятельно использовали приобретенные умения и навыки коммуникативной культуры в речевой деятельности.
Содержательный аспект предусматривал дальнейшую активизацию речи детей в играх, инсценировках, показах театров и спектаклей, играх по сюжетам сказок, литературных утренниках, праздниках.
По содержанию знакомых сказок воспитатель с детьми организовывали игры-драматизации, например, «Театр любимых сказок».
Приведем пример театрализованной игры по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов».
Цель: закрепить и уточнить представления детей об этикете; обогатить словарь дошкольников формулами речевого этикета в ситуации приветствия, знакомства.
Оборудование: в комнате оборудована сцена, на которой стоят декорации столовой.
Предварительная работа: чтение воспитателем и пересказ детьми сказки Ш. Перро «Белоснежка и семь гномов»; распределение и заучивание ролей инсценировки (фрагмент встречи Белоснежки и гномов, разговор в столовой, совместный ужин).
Ход игры. Воспитатель сообщает, что они пришли на остров воспитанности, чтобы показать для его обитателей спектакль. Начинается инсценировка. Дети разыгрывают ситуацию знакомства Белоснежки с гномами, используя формулы речевого этикета. Белоснежка вежливо приглашает всех на ужин, на котором происходит общение между ними. После ужина все радостно танцуют и поют песни. В конце игры дошкольники вежливо прощаются с жителями острова, приглашают их приехать к себе.
Выводы. Таким образом, реализуя авторскую методику развития коммуникативной культуры дошкольников через игровые технологии, мы приходим к выводу, что речь дошкольников развивается, если в учебном процессе имеется непосредственный речевой мотив: желание сообщить об увиденном, услышанном, высказать личное мнение, свои впечатления, ответить на вопросы собеседника в процессе общения и т. д.
Резюме. В статье описаны основные этапы реализации авторской методики развития коммуникативной культуры дошкольников через игровые технологии : когнитивный, коммуникативно-продуктивный, коммуникативно-творческий. Для каждого из этих этапов разработаны и представлены различные диагностические методики.
Ключевые слова. коммуникативная культура, игровые технологии, диагностика, методика, когнитивный этап, коммуникативно-продуктивный этап, коммуникативно-творческий этап.