Екатерина Парамонова
Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
Публикация «Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Подобное определение понятно для специалистов, но совершенно ничего не говорит родителям. Для них разъясню всё более понятным языком. У ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, да ещё и не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН. Окончательное заключение даст логопед при обследовании.
На приёме у логопеда выясняется, что ребёнок заменяет в словах [ш] на [с] : «суба» (шуба, «сыска» (шишка); [ж] на [з] : «зук» (жук, «зывот» (живот); [ч] на [ть] : «тяй» (чай, «тисы» (часы); [л] на [в] : «вапа» (лапа, «вампа» (лампа); не произносить звук [Р]. Это – один из вариантов. Возможно, у малыша межзубное произношение свистящих и шипящих звуков (он «шепелявит»); или замена [ш] на [ф] : «фуба» (шуба, «фыфка» (шишка); [ж] на [в] : «вук» (жук, «вывот» (живот); горловое произношение звука [р] и ещё много-много всего в плане неправильного звукопроизношения. Логопед говорит, что у ребёнка несформированность произносительной стороны речи и продолжает обследование, но теперь его внимание направлено на фонематическое восприятие (фонематический слух) ребёнка. В процессе обследования выясняется, как ребёнок различает фонемы (звуки) на слух. Перед ним выкладываются картинки, например, ЖУК, ЗУБЫ, ШУБА, САНКИ. Логопед просит: «Скажи, какое из этих слов начинается на звук [ш] ([с], [ж], [з]?» Затем малышу предъявляются парные картинки: ЛАК – РАК (ЛОЖКИ – РОЖКИ, ЛУКИ – РУКИ). Логопед говорит: «Покажи, где ЛАК (ЛОЖКИ, ЛУКИ?» Ребёнок должен на слух определить слово именно со звуком [л], а не [р].
Здесь приведены лишь отдельные этапы логопедического обследования, на самом деле оно бывает более развёрнутым и глубоким. Некоторым родителям кажется, что все эти вопросы и задания – «чушь несусветная». Они ведь пришли в логопедический кабинет, потому что чадо не произносит звук [р]! А логопед просит назвать первый (последний) звук в слове, определить последовательность звуков, например, в слове СОМ и т. д. Но именно на основании этих вопросов и ответов специалист может дать заключение о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребёнка.
Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
С подобным заключением дети зачисляются в логопедические группы детского сада (на один год).
Если ребёнок с этим речевым нарушением в дошкольный период не проходит необходимую коррекционную логопедическую работу, то в школе его ждут более серьё зные проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма, а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.
Советы родителям при работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для решения данной проблемы, родители должны знать, что их ребё нок уметь перед поступлением в школу:
- очень чётко ориентироваться в звуках,
- уметь правильно их произносить,
- безошибочно различать их на слух,
- место расположения данного звука в слове.
Этапы работы по формированию
Фонематического восприятия
I этап - узнавание неречевых звуков;
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IV этап - дифференциация слогов;
На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап - дифференциация фонем;
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Если родители вовремя обратят внимание на знания своих детей, помогут в игровой форме выполнять домашние задания, а родители будут, выполнять указания и заниматься со своим ребёнком, то фонематическая сторона речи исправиться и обучение ребёнка в школе будет беспроблемным.
Работа должна быть ежедневной, беспрерывной, в момент стирки, глажки, уборки, прогулки….
Использовать можно и игры развивающие на компьютере, и настольные игры…
Успех ребенка зависит от родителей, прежде всего, а только потом за его успешность отвечают воспитатели и учителя.
А если педагоги и родители вместе возьмутся за работу по правильному произношению, то результаты будут видны на лицо.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений.