МААМ-картинки

Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем

Екатерина Парамонова
Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем
▼ Скачать + Заказать документы

Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Публикация «Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем» размещена в разделах

Подобное определение понятно для специалистов, но совершенно ничего не говорит родителям. Для них разъясню всё более понятным языком. У ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, да ещё и не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН. Окончательное заключение даст логопед при обследовании.

На приёме у логопеда выясняется, что ребёнок заменяет в словах [ш] на [с] : «суба» (шуба, «сыска» (шишка); [ж] на [з] : «зук» (жук, «зывот» (живот); [ч] на [ть] : «тяй» (чай, «тисы» (часы); [л] на [в] : «вапа» (лапа, «вампа» (лампа); не произносить звук [Р]. Это – один из вариантов. Возможно, у малыша межзубное произношение свистящих и шипящих звуков (он «шепелявит»); или замена [ш] на [ф] : «фуба» (шуба, «фыфка» (шишка); [ж] на [в] : «вук» (жук, «вывот» (живот); горловое произношение звука [р] и ещё много-много всего в плане неправильного звукопроизношения. Логопед говорит, что у ребёнка несформированность произносительной стороны речи и продолжает обследование, но теперь его внимание направлено на фонематическое восприятие (фонематический слух) ребёнка. В процессе обследования выясняется, как ребёнок различает фонемы (звуки) на слух. Перед ним выкладываются картинки, например, ЖУК, ЗУБЫ, ШУБА, САНКИ. Логопед просит: «Скажи, какое из этих слов начинается на звук [ш] ([с], [ж], [з]?» Затем малышу предъявляются парные картинки: ЛАК – РАК (ЛОЖКИ – РОЖКИ, ЛУКИ – РУКИ). Логопед говорит: «Покажи, где ЛАК (ЛОЖКИ, ЛУКИ?» Ребёнок должен на слух определить слово именно со звуком [л], а не [р].

Здесь приведены лишь отдельные этапы логопедического обследования, на самом деле оно бывает более развёрнутым и глубоким. Некоторым родителям кажется, что все эти вопросы и задания – «чушь несусветная». Они ведь пришли в логопедический кабинет, потому что чадо не произносит звук [р]! А логопед просит назвать первый (последний) звук в слове, определить последовательность звуков, например, в слове СОМ и т. д. Но именно на основании этих вопросов и ответов специалист может дать заключение о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребёнка.

Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

С подобным заключением дети зачисляются в логопедические группы детского сада (на один год).

Если ребёнок с этим речевым нарушением в дошкольный период не проходит необходимую коррекционную логопедическую работу, то в школе его ждут более серьё зные проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма, а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.

Советы родителям при работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Для решения данной проблемы, родители должны знать, что их ребё нок уметь перед поступлением в школу:

- очень чётко ориентироваться в звуках,

- уметь правильно их произносить,

- безошибочно различать их на слух,

- место расположения данного звука в слове.

Этапы работы по формированию

Фонематического восприятия

I этап - узнавание неречевых звуков;

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов;

На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап - дифференциация фонем;

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Если родители вовремя обратят внимание на знания своих детей, помогут в игровой форме выполнять домашние задания, а родители будут, выполнять указания и заниматься со своим ребёнком, то фонематическая сторона речи исправиться и обучение ребёнка в школе будет беспроблемным.

Работа должна быть ежедневной, беспрерывной, в момент стирки, глажки, уборки, прогулки….

Использовать можно и игры развивающие на компьютере, и настольные игры…

Успех ребенка зависит от родителей, прежде всего, а только потом за его успешность отвечают воспитатели и учителя.

А если педагоги и родители вместе возьмутся за работу по правильному произношению, то результаты будут видны на лицо.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 12:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по развитию фонематического слуха в ДОУ компенсирующего вида на этапе дифференциации фонем» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Парамонова (УИ 3314266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД