Любовь Михайловна Печикина
Консультация для воспитателей «Методика проведения организационной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности учебно-воспитательной работы с дошкольниками показывают, что добиться положительного результата можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно – игровой метод организации организованной деятельности. Сюжетно – тематическая организация организованной деятельности более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика проведения организационной образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Организационно – сюжетная основа может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации организованной деятельности с использованием :
- сказочных сюжетов;
-литературных персонажей;
- известных и придуманных игр;
- элементов сюжетно – дидактической игры;
-сюжетных и пейзажных картинок;
- специально изготовленных пособий – рисунков, мозаик, лото;
- настольно – печатных игр;
- сюжетов и героев мультфильмов
При этом не обязательно использовать только общественные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу организованной деятельности.
Сюжетно – тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывать чувство прекрасного.
Общая структура организованной деятельности включает следующие этапы:
1. Организованный момент
2. Работа по теме занятия
3. Физпауза
4. Закрепление темы
5. Дыхательная, голосовая или психогимнастика
6. Изобразительная творческая деятельность
7. Итог занятия
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие различных познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т. д.
Рассмотрим более детально задачи каждого этапа и варианты их организации.
1. Организационный момент
Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроения на учение, пробуждение интереса к познанию нового, а так же развитие психофизических функций. Основанная задача педагога на этом этапе – включить детей в работу с первых минут. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Эти упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, раскрепощают детей, способствуют проявлению своего «я», преодолению двигательной неловкости
2. Работа по теме организованной деятельности
Задания предлагаемые в этой части занятия, являются основным ядром изучаемой темы. Обычно на этом этапе познают новые или закрепляют уже изученные сенсорные эталоны, поэтому проводить эти упражнения нужно в первой половине организованной деятельности, когда внимание детей сохранено на достаточном уровне, и усвоении нового в это время является наиболее продуктивным.
3. Физкультминутка тесно связана с темой организованной деятельности и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки
-снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику; - выбрать четкие координированные действия во взаимодействии с речью
4. Закрепление темы
Успешному овладению навыками по основной теме занятия способствует закреплению усвоенных способов восприятия или познания мира в различных игровых заданиях, практических упражнениях, которые целесообразно проводить во второй половине организованной деятельности. настольные игры, можно применять в свободное время и в игровые часы
5. Дыхательная, голосовая или психогимнастика помогают малышам и в дальнейшем контролировать свои эмоции, чувствовать не только свое эмоциональное состояние, но и понимать других людей.
6. Изобразительная творческая деятельность включает в себя задания, починенные общей теме организованной деятельности, в которых дети могут не только заняться конструктивно – синтетической деятельностью, но и творчески выразить себя. Во время лепки, рисования, изготовления аппликации тренируется мелкая моторика рук, пространственное восприятие (путем правильного расположения на листе бумаги деталей рисунка или аппликации, формируются такие понятия, как слева - справа, вверху- внизу и т. п.
Аппликация в этом возрасте не всегда изготавливается детьми полностью. Например, они не вырезают детали аппликации, а только наклеивают готовые, уже вырезанные взрослым детали на лист бумаги.
Рисование представлено различными типами работ с изобразительным материалом : работа с красками (в основном это гуашь, восковыми мелками, с карандашами т. п. техника так же разная, что способствует ознакомлению детей с разными видами живописи и графики, с разными способами изображения. Такое разнообразие способствует полному самовыражению детей, раскрытию индивидуальных способностей.
7. Итого организованной деятельности
На заключительной стадии подводятся итоги, то есть определяется результативность организованной деятельности. Естественно, подведение итогов не сводится к оценке «Это хорошо, а это плохо». Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: 2спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что так быстро все закончилось и приходится расставаться». Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке необходимо отметить активность, удачу, пусть даже меленькую, лил просто хорошее настроение того или иного ребенка.