Светлана Глущенко
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Эмоции гнева. Умение управлять своими эмоциями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта.
Программное содержание
Образовательные задачи : Знакомство с эмоцией гнева. Обучение способам выражения гнева в приемлемой, конструктивной форме. Обучение рефлексии- учить распознавать причины эмоций. Обучение приемам саморегуляции.
Публикация «Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе „Эмоции гнева, Умение управлять своими эмоциями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие выразительных средств передающих эмоциональное состояние : мимики, пантомимики, интонации. Развивать способность к осознанию своих и чужих эмоциональных состояний. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности, раскованности, коммуникативных навыков общения.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим к их чувствам.
Образовательная область : социально-коммуникативная область.
Предварительная работа: рассматривание альбома - ЭМОЦИИ, рисование пиктограмм, беседы о настроении, наблюдения.
Словарная работа: чувство, радость, грусть, злость, напряжение, расслабление.
Материалы и оборудование: магнитофон, записи спокойной музыки (музыка счастья, пиктограммы и фотографии эмоций, газеты, бумага для рисования, фломастеры, «подушка злости», «коврик злости», «мешочек злости», труба, бутылка.
Ход занятия.
Дети садятся на стульчики по кругу. Звучит музыка «Музыка счастья».
Психолог:
Дети я очень рада вас всех видеть. Я сказала рада – радость, я так выразила свое чувство. А скажите мне, пожалуйста, вы испытывали когда-нибудь это чувство. Я очень радуюсь, когда светит солнце, как сейчас. Давайте каждый из вас расскажет о своей радости.
Игра «Я радуюсь, когда …»
Дети передают «мячик-солнышко» по кругу и называют примеры из собственной жизни, когда им приходилось испытывать чувство радости.
Психолог:
А вы радуетесь, когда вам рассказывают интересные истории?
Звучит музыка.
Закройте глаза и представьте голубое-голубое чистое небо.
Откройте глаза и послушайте.
Психолог вносит в группу воздушные шарики – облака с изображением эмоций (страха, радости, гнева, удивления, грусти) и читает стихотворение «Облака» Н. А. Екимова.
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: педагог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом. (1, с. 12).
Психолог:
Вот какие облака я увидела в небе. Назовите еще, пожалуйста, какие это облака? С каким настроением?
Дети отвечают.
Психолог:
Ребята, у нас бывает разное настроение. Мы испытываем различные чувства, эмоции. А как мы проявляем свои чувства сейчас покажем.
Давайте поиграем в игру «Наседка и цыплята». (1, с. 13)
Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.
Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит психолог, изображая наседку.
Психолог говорит:
- Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на всеет.
Первый цыпленок (к нему прикасается психолог) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупе было так тесно!»
(ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови : он так хотел родиться первым, но его опередили.
(Ребенок, на которого указывает психолог, передает состояние этого цыпленка.)
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасно.
(Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает психолог.)
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.
Психолог:
Вот какие мы разные бываем.
Мы грустим, радуемся, удивляемся, всем интересуемся, обижаемся, а можем даже злиться, гневаться.
И сегодня я хочу поговорить с вами о таком чувстве, как «гнев-злость».
Изобразите мне, пожалуйста, разгневанного человека. Посмотрите друг на друга.
Дети изображают эмоцию гнева и рассматривают мимику друг друга.
Психолог:
Посмотрите, ребята, брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Вот так мы выражаем чувство злости. Человек в этот момент весь напряжен, его руки сжимаются в кулаки, ноги расставлены.
Дети рассматривают и показывают позу и мимику злого, разгневанного человека.
Психолог:
Ребята, а вам когда-нибудь приходилось злиться? Расскажите когда и на кого вы злились?
Дети по очереди рассказывают примеры из своего личного опыта.
Психолог:
Из ваших ответов ясно, что человек злится, если не может получить то, что хочет. Человек, когда злится, может кричать, ругаться, говорить обидные слова, даже может кого-то ударить.
Не всегда мы умеем выражать чувство злости, не причиняя вреда окружающим нас людям.
Ребята, злость – это какое чувство – хорошее или плохое?
А как вы думаете, какого она может быть цвета? А какой она имеет вкус, запах?
Дети отвечают. Каждый имеет право на свое собственное мнение.
Психолог показывает два воздушных шарика.
Психолог:
Посмотрите, ребята, я сейчас надую воздушный шарик. Представьте, что шарик – это тело злого, разгневанного человека. А воздух внутри шарика – это злость – чувство которое испытывает человек.
Как вы думаете, что случится с шариком, если я сейчас его выпущу из рук?
Дети отвечают.
- Полетит.
Психолог:
- А куда он полетит?
Психолог выпускает шарик, дети наблюдают за полетом шарика.
Психолог:
Заметили, шарик был неуправляем. Мы не знали, как он себя поведет, куда полетит.
Так бывает и со злым, разгневанным человеком. Он может совершать поступки не контролируемые. Может обидеть кого-нибудь.
Когда злятся взрослые им потом стыдно за свое поведение, а детей за такое поведение всегда ругают.
Теперь я надую другой шарик, но буду выпускать воздух – злость маленькими порциями. Что происходит? Шарик сдувается? Воздух – злость постепенно выходит. Шарик остается у меня в руках. Я управляю злостью.
Значит мы с вами можем управлять своими чувствами, управлять своей злостью.
Есть одно упражнение, которое поможет избавиться от злости, не причиняя никому вреда.
Упражнение «Воздушный шарик». (2, с. 33)
1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхаем воздух через нос, до отказа наполняем легкие воздухом.
2. Медленно, тоненькой струйкой, выдыхаем воздух через рот, как будто воздух – злость выходит из шарика. Мы избавляемся от злости, от обид.
3. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, считая до 3-х. Выдохните. Почувствуйте, как воздух медленно выходит.
Повторяйте это упражнение несколько раз, и вы заметите, как вам станет легче.
Вы почувствуете, что злость и обида выходит, вы начинаете сами управлять своими чувствами, а не они вами.
Еще существует несколько способов избавления от гнева.
Когда вы чувствуете гнев, можно сильно-сильно потопать, выпустить злость через стопы наших ног.
Давайте изобразим разгневанного человека и сильно-сильно потопаем.
Дети топают, выплескивают свое напряжение.
Наши стопы сначала становятся теплыми, а потом горячими, через них выходит гнев.
Психолог ставит перед детьми стол. На столе бумага, газеты, фломастеры, мешочек из ткани, подушка, мусорное ведро, подушка, пластиковая бутылка.
Психолог:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как все эти предметы могут помочь нам избавиться от злости. (дети предлагают свои способы.)
Давайте попробуем избавиться от злости с помощью подушки.
- Если вы разозлились можно побоксировать подушку.
Дети желающие избавиться от злости боксируют подушку.
-Можно со всей злостью разорвать газету на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро.
-Можно нарисовать свой гнев, написать «разгневанное письмо» и порвать его.
- Можно обидные, злые слова проговорить в «мешочек злости» и крепко его завязать.
Дети (по желанию) избавляются от злости различными способами: бьют подушку, рисуют злость, рвут газеты, ходят босиком по колючему коврику, кричат в трубу, бьют пластиковой бутылкой по полу
Упражнение : «Стойкий солдатик и тряпичная кукла» (3, с. 2)
Цель: Обучать детей управлять своим телом. Снятие психоэмоционального напряжения.
Дети стоя напрягают все тело, изображают стойкого солдатика, а затем расслабляют, превращаются в тряпичную куклу.
Психолог:
Ребята, мы сейчас с вами злились и при этом никого не обидели и никто нас за это не ругал.
Значит, мы с вами научились управлять злостью. И когда вы почувствуете злость, вы сможете избавиться от нее, не причиняя никому вреда.
А как вы думаете, какое чувство сильнее злость или доброта, радость.
Дети отвечают.
Психолог:
Послушайте одну историю, которая поможет найти ответ на этот вопрос. (2, с. 40).
«Однажды злой, сердитый Ветер и ласковое, доброе Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и наконец решили помериться силами над путешественником, который в это самое время шел по большой дороге.
-Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него и мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть изо всех сил. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался в плащ путешественник. Он ворчал на непогоду, но шел дальше. Ветер злился еще сильнее, осыпал путника снегом, дождем. Путешественник, проклиная ветер, надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут ветер и сам убедился, что плаща ему не снять.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю. Обогрело бедного, полузамерзшего путника.
Почувствовав теплоту и ласку солнечных лучей, путник приободрился, поблагодарил солнце и сам снял свой плащ.
- Видишь ли, - сказало тогда ласковое солнце разгневанному Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
Поэтому, необходимо испытывая чувство гнева, как можно быстрее менять его на хорошее доброе настроение. Поэтому что доброта поможет получить все, что вы хотите.
Улыбнитесь друг другу.
Давайте скажем друг другу комплименты - «добрые слова».
По кругу передается игрушка, дети говорят друг другу комплименты.
Психолог: Спасибо вам большое ребята за комплименты. У вас хорошее настроение? (Ответы детей.) Вам хочется злиться? (Ответы детей.)
Предметы, которые помогли нам справиться с гневом, теперь будут у вас всегда под рукой в вашей группе.
Список литературы
1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений М. : АРКТИ, 2001.
2. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., АРКТИ, 2004.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. В 4-х томах..
4. Хухлаева О. В Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Генезис. Москва 2003г.