Марина Федорова
Методика ознакомления старших дошкольников с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Город и его транспорт
- Поговорим об истории.
- Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
- Остановочный путь и скорость движения.
2. Где и как можно переходить дорогу
- Пешеходный переход
- Нерегулируемые перекрестки
- Регулируемые перекрестки. Светофор
- Регулировщик и его сигналы
- Где еще можно переходить дорогу
3. Пешеход – пассажир – пешеход
- Поездка на автобусе и троллейбусе
- Поездки на других видах транспорта
4. Дорожные знаки и дорожная разметка
5. Дорога в школу (твой ежедневный маршрут)
6. Безопасный отдых
Публикация «Методика ознакомления старших дошкольников с ПДД» размещена в разделах
- Где можно и где нельзя играть
- Ты – велосипедист
7. Поездка за город
8. Дорога глазами водителей
9. Заключительное занятие
При изучении тем есть ряд моментов, на которые преподавателю необходимо обратить особое внимание.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Загадки
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(велосипед)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(мотоцикл)
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем.
А под крышей вожжи,
Он ходить без них не может.
(Троллейбус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(трамвай)
Что за чудо: синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
А питается бензином.
(автобус)
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(автомобиль)
Чудо-дворник перед вами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
(снегоуборочная машина)
Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называются такие чудеса?
(поливальная машина)
Предварительное занятие:
Звучит фонограмма песни «Звездная Страна».
Воспитатель: Какую страну вы представили? Кто в ней живет? Какие дома, леса, озера? Что в ней интересного?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте мы с вами все вместе попробуем создать такую страну. В нашей стране будет много деревьев, цветов. Из чего бы нам их сделать?
Дети выбирают материал: обои, цветную бумагу, пластилин и т. д.
Воспитатель. В городе много домов. Из чего бы нам сделать дома?
Дети. Из строительного материала, из коробочек, из конструктора, из картона.
Воспитатель. Из чего мы сделаем лес?
Дети. Из природного материала.
Воспитатель. А кто же будет жить в нашей звездной стране?
Дети. Матрешки, игрушки из «Киндер-сюрприза», мелкие игрушки.
Воспитатель. Отгадайте, на чем же наши человечки будут ездить?
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагаю вам сделать разные машины на подставках. Выберите любую понравившуюся вам картинку-обводку, обведите, раскрасьте по своему желанию, укрепите на подставке. Я уверена, всем жителям Звездной страны понравится ездить на наших автомобилях.
Дети вместе с воспитателем создают макет города, автомобили на подставках.
Воспитатель. А теперь давайте придумаем название этого чудесного города.
Ответы детей.
Воспитатель. Нас ждет много приключений в нашем волшебном городе.
Познавательное занятие «Транспорт нашего города»
Воспитатель. Ребята, а что вы любите делать больше всего?
Дети. Играть
Воспитатель. Я тоже очень люблю играть. Давайте с вами поиграем в мячик! Становитесь в круг и перебрасывайте мяч друг другу.
Вот упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес,
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдем его искать.
(воспитатель незаметно кладет мячик на макет города на проезжую часть)
А где же наш мячик? Ах, вот он на дороге! Может случиться беда! Ребята, давайте вспомним правила поведения на улице.
(Воспитатель показывает карточки с иллюстрациями или слайд-шоу).
Бегать можно без оглядки во дворе и на площадке!
Наши все ребята знают – на дороге не играют!
Напомни ротозею строго: Стоп! Здесь проезжая дорога! Кто на улице резвится, тот окажется в больнице.
Правила эти помни всегда, чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько машин на проезжей части.
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове важные срочные грузы –
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
(К Чалиев)
Какие машины вы видели на улицах нашего города во время прогулок?
Дети. Грузовые автомобили, легковые, трактор и др.
(Можно использовать загадки, иллюстрации, фотографии, слайды)
Воспитатель.
Внимание! Глядит в упор на вас трехглазый светофор.
Зеленый, желтый, красный глаз, он каждому дает приказ.
Ребята, подскажите, какие сигналы дает светофор.
Дети: Красный свет – проезда нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый свет – кати!
Воспитатель. Молодцы, правильно. Ребята, возьмите обводку круг и изобразите с его помощью светофор.
Дети выполняют работу. Воспитатель еще раз напоминает значение сигналов светофора.
Какие специальные машины могут ехать даже на красный сигнал светофора?
Дети. Пожарная машина, скорая помощь и полиция.
Воспитатель. Да, эти машины помогают спасти людей во время чрезвычайных ситуаций.
Это - специальный транспорт,
Помогающий в беде.
Уступай ему дорогу.
Коль увидишь ты. Везде.
(Г. Шалаев)
Подвижная игра «Эх, прокачу!»
Дети делятся на две команды. Команде дается обруч – это такси. В каждой команде выбирается шофер. Шофер должен перевезти свою команду по одному человеку до конца дорожки. Выигрывает тот шофер, который перевез пассажиров быстро и аккуратно. Воспитатель. Каким должен быть шофер?
Дети. Ловким, внимательным, зорким, умелым, смелым…
Посмотрите, как много машин на улице нашего города. Автомобили бывают разного размера, цвета и формы. Они нужны людям для выполнения разных работ. Автомобили укомплектованы механизмами с движущимися частями. Расскажите, какие вы знаете части автомобиля.
Дети. У автомобиля есть бампер, кабина, кузов, двигатель, четыре колеса, фары, бампер, руль….
Воспитатель. Представляете, ребята, у первых автомобилей было только три колеса, крыши у них не было вовсе, а сиденья были жесткими металлическими или деревянными. (Показывает иллюстрации)
Дидактическая игра «Найди тень от каждой машины».
Дети соединительной линией соединяют машину с соответствующей тенью. (Можно на ватмане или на интерактивной доске)
Воспитатель. Сегодня мы совершили небольшое путешествие в звездную страну. Мы увидели множество разных машин и вспомнили их части. А сейчас вы можете сконструировать волшебную машину из частей разных видов транспорта и придумать название своей чудо-машине.
Заочная экскурсия «Путешествие по улицам города»
Воспитатель. Ребятки, совсем скоро вы станете школьниками и будете ходить в школу самостоятельно. По улицам и дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенном месте очень опасно. Для того, чтобы люди и машины не мешали друг другу, все должны соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним, что есть на нашей улице.
Дети. Дома, проезжая часть, тротуар, машины, люди…
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие по улицам нашего города, но сначала мне хочется убедиться, что вы помните правила поведения на улицах.
Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы, и если вы со мной согласны, тогда отвечайте мне «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Кто из вас идет вперед только там, где переход?
-Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
-Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
-На дороге кто резвится, кто машины не боится?
-Кто свой мчит велосипед во дворе, машин где нет?
Молодцы! Справились с заданием.
Занимайте места в автобусе. При посадке не забывайте правила:
1. Заходить в автобус через заднюю дверь.
2. Выходить через переднюю.
3. Уступать место пожилым, женщинам с детьми, больным, не толкаться.