Ольга Малова
Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах»
▼ Скачать +Заказ
Выступление на педсовете : «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах»
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может быть, запомню. Но вовлеки меня, и я пойму» - эта китайская пословица может быть девизом каждого педагога при экспериментировании.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.
Публикация «Выступление на педсовете: „Особенности экспериментирования в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Не бывает форм Экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы, ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму.
Исходной же формой, из которой развивались все остальные, является манипулирование предметами.
- Эта форма возникает в раннем возрасте, 3-4 месяца.
-В 2-3 года происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую-то систему.
Научные данные показывают, что ранний возраст – это самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности.
Детское игровое экспериментирование – один из ключевых методов умственного развития.
Игровое экспериментирование подразумевает создание игровой проблемной ситуации, решение которой возможно экспериментаторским путём, и найти его нужно, чтобы помочь игровому персонажу.
В раннем возрасте предлагается четыре вида экспериментирования : с водой, песком, предметами и материалами, объектами живой природы.
Например, дети привыкли играть со снегом на улице. На занятии его можно превратить и в лёд, и в воду.
Так, в практических действиях можно увидеть ход мыслительных процессов детей.
Конечно, дети не делают выводы вслух, но наблюдение за их дальнейшим поведением позволяет утверждать, что эксперимент не прошёл бесследно.
Для взрослых важно научиться взаимодействовать с ребёнком, получая радость от процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в будущем, занятия для ребёнка должны стать самой увлекательной игрой.
На четвё ртом году исходная форма- манипулирование предметами разделяется на три направления:
- игра
-экспериментирование
-труд
В этом возрасте экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Отсюда следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах.
Этапы эксперимента
1 Осознание того, что хочешь узнать.
2 Формулирование задачи исследования.
3 Продумывание методики эксперимента.
4 Выслушивание инструкций и замечаний.
5 Прогнозирование результатов.
6 Выполнение работы.
7 Соблюдение правил безопасности.
8 Наблюдение результатов.
9 Фиксирование результатов.
10 Анализ полученных данных.
11 Словесный отчёт об увиденном.
12 Формулирование выводов.
Рекомендации по организации занятий
1 Старайтесь показать детям привлекательность чёткого начала занятий, но стремитесь к тому чтобы на это уходило меньше времени.
2 Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребёнок от начала до конца был занят делом.
3 Помните: паузы, медлительность, безделье- бич дисциплины.
4 Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5 Дайте возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям.