Папки-передвижки

Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой

Сейтвелиева Диляра Эскендеровна
Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-гимназия, детский сад № 25"

Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой.

Подготовила:

Сейтвелиева Д. Э

Знакомить детей с крымскотатарской народной музыкой рекомендуется, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов.

Публикация «Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой» размещена в разделах

В воспитании детей следует активно использовать музыкальный фольклор. Песни всегда были спутниками человека, начиная с самого его рождения. Танцами и песнями сопровождались семейные и общественные праздники.

Дети могут изучить различные виды музыкального фольклора крымских татар (йыр, тюркю, чынъ, мане, беит и др., отличительными чертами которого является лиричность, мягкость, теплота. В процессе его изучения необходимо раскрыть содержание и характер песен: 1) нежных и ласковых колыбельных, отражающих любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем; 2) шуточных песен -речитативов, игровых песен, написанных специально для детей; 3) лирических песен, которые знакомят с миром человеческих взаимоотношений, воспитывают уважение друг к другу, чувство собственного достоинства, раскрывают чувство радости взаимной любви; 4) исторических песен, главный герой которых обладает качествами человека - идеала (отважного воина, человека с высокоразвитым чувством гражданской ответственности, готового постоять за свой народ, является образцом для самосовершенствования личности ребенка; 5) песен - чинов - песен импровизированного характера, в прошлом популярных в степной части Крыма, которые возникли во время своеобразных песенных состязаний между юношами и девушками.

Песни позволяют раскрыть бесценное богатство родного языка, ощутить глубину мысли, богатство чувств и настроений. Народная песня способствует, прежде всего, формированию эстетического вкуса и эстетической культуры. Однако, помимо этого, под влиянием народной песни вырабатывается и мировоззрение, складываются этические представления.

Таким образом, фольклор крымскотатарского народа воспитывает не только любовь к слову, к родному языку, но и способствует умственному, нравственному,патриотическому, эстетическому, трудовому воспитанию. Фольклор как средство воспитания содержит огромный воспитательный потенциал, который необходимо применять в современной учебно-воспитательной практике.

Методика ознакомления дошкольников с народными песнями

Среди традиционных источников передачи дидактических знаний в народоведении заметное место занимает народная песня. Фактором психологического значения в методике работы над народными песнями в ДОУ является ориентация обучающихся на запоминание и непринужденное внушение через вариативность повторения наставлений, содержащихся в сюжетно оформленном контексте произведений народного творчества.

Ценность народных песен эмоционально и высокохудожественно выразил Н. В. Гоголь: «Это народная история. Живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью - ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи».

Важное педагогическое значение народных песен реализуется через их высокую художественность и доступность, а также свойство откликаться на важнейшие события народной жизни. Образцы данного фольклорного жанра помогают воспитывать у детей высокие нравственные качества, развивают музыкальную память и художественный вкус, пробуждают интерес и любовь к прекрасному.

С первых занятий народоведения целесообразно не только изучать текст, но и организовывать вокальное исполнение детьми разнохарактерных народных песен, которые в непосредственной форме знакомят младших школьников с окружающим миром, природой, передают самые теплые чувства искренней любви матери к своему ребенку, любви к родному краю, воспитывают дружеское отношение к окружающим, уважение к труду, семейным традициям, аспектам веры и т. д.

Народная песня как жанр фольклора является благодатным материалом для развития способностей дошкольников в различных видах творчества. Для развития творческой активности детей следует применять активные методы обучения, которые бы стимулировали интерес ребенка к народному песенному творчеству. Такими методами могут быть :

- работа над текстом песни;

- составления словарей этнографических, географических, этических понятий, встречающихся в народных песнях;

- разучивание и исполнение песен детьми, слушание музыки;

- беседа, в рамках которой происходит накопления теоретических знаний детей;

- сравнение или сопоставление сходных, или контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведения;

- музыкально-игровые моменты и ритмичные движения как факторы стимуляции мотивационно-эмоциональной активности детей.

Чтобы изучение народных песен не превратилось в классическое занятие с низким уровнем эмоциональной наполненности, необходимо, что дети знали, какой цели они должны достичь. Для этого нужно поставить перед дошкольниками конкретное и интересное задание, что позволит стимулировать их познавательную и творческую активность.

При разработке занятий по народоведению, посвященных изучению народных песен, стоит помнить, что Детские народные песни не только развлекают, но и обогащают детей новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей природы, учат радоваться, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный мир ребенка.

Народные песни и в древности, и в наше время остаются важным средством духовно-нравственного воспитания в семейном кругу. Но особое значение они приобретают в работе воспитателя, направленные на эстетическое восприятие смысла слов и мелодии, на этическое воспитание.

При организации работы над народными песнями стоит подбирать такие педагогические формы и приемы работы, которые дают детям возможность не только эмоционально воспринимать музыку, но и уметь думать о ней. Для реализации данной цели стоит задавать проблемные вопросы, моделировать проблемные ситуации, что заставит детей задуматься, сопоставить, сравнить, вспомнить, сделать обобщения, выводы.

Умение дошкольников самостоятельно услышать, отметить важное, понять усиливает в них интерес к работе, благодаря чему восприятие народных песен становится активно-творческим.

Учет возрастных особенностей дошкольников актуализирует реализацию повышенной потребности детей в движении. В связи с этим на занятиях при изучении народных песен следует вводить разнообразные движения, музыкально-игровые моменты. Нужно попросить детей при исполнении песен передать свои эмоции движениям рук и т. д.

Разработка мотивирующих к познанию творческих проблемных и игровых заданий при изучении темы «Народные песни» на занятиях народоведения в ДОУ поможет дошкольникам глубже воспринять произведение, побудить их к появлению новых мыслей, вызвать в детском сознании новые образы, представления, понятия, чувство эстетического наслаждения.

На развитие познавательной активности детей благотворно влияет творческая атмосфера в группе. При изучении народных песен на занятиях необходимо обеспечить возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности в воплощении содержания произведения, в участии в игре-инсценировке, в создании новой мелодии или варианта песни и т. д.

Таким образом, изучение народных песен стимулирует творческую активность дошкольников. В данном контексте важно только умело использовать разнообразные приемы, сообразуясь с традиционными и инновационными методами обучения.

Список использованной литературы:

1. Измайлов А. Э. Народная педагогика : Педагогические идеи народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М. : Педагогика, 1991. 256 с.

2. Кожанов И. В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1193-1197.

3. Хайруддинов М. А. Этнопедагогика крымскотатарского народа : Монография / М. А. Хайруддинов. К. : Наук. свгг, 2002. 335 с.

4. Мустафаева З. И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Мустафаева Зюре Исмаиловна. К., 2001. 199 с. Библиогр. : с. 159-179.

5. Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества. – СПб. : ЛОИРО, 2010.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

«Путешествие с капелькой» фоторепортаж ознакомления дошкольников со свойствами воды«Путешествие с капелькой» фоторепортаж ознакомления дошкольников со свойствами воды Знакомя детей со свойствами веществ, мы выбираем самое подручное -это вода. На страничках сайта "Маам. ру" многие педагоги делились своим.

Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг»Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта "Формируем.

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культурыИзготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Творчество народных мастеров не только.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Консультация «Организация общения дошкольников с музыкой» Организация общения дошкольников с музыкой. Калачева Л. А. музыкальный руководитель в ДОУ. Каждое общение с музыкой должно приносить художественное.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой
Опубликовано: 15 января 2023 в 16:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой» (включая файлы) размещена пользователем Сейтвелиева Диляра Эскендеровна (УИ 625622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД