Сейтвелиева Диляра Эскендеровна
Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-гимназия, детский сад № 25"
Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой.
Подготовила:
Сейтвелиева Д. Э
Знакомить детей с крымскотатарской народной музыкой рекомендуется, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов.
Публикация «Методика ознакомления дошкольников с крымскотатарской народной музыкой» размещена в разделах
В воспитании детей следует активно использовать музыкальный фольклор. Песни всегда были спутниками человека, начиная с самого его рождения. Танцами и песнями сопровождались семейные и общественные праздники.
Дети могут изучить различные виды музыкального фольклора крымских татар (йыр, тюркю, чынъ, мане, беит и др., отличительными чертами которого является лиричность, мягкость, теплота. В процессе его изучения необходимо раскрыть содержание и характер песен: 1) нежных и ласковых колыбельных, отражающих любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем; 2) шуточных песен -речитативов, игровых песен, написанных специально для детей; 3) лирических песен, которые знакомят с миром человеческих взаимоотношений, воспитывают уважение друг к другу, чувство собственного достоинства, раскрывают чувство радости взаимной любви; 4) исторических песен, главный герой которых обладает качествами человека - идеала (отважного воина, человека с высокоразвитым чувством гражданской ответственности, готового постоять за свой народ, является образцом для самосовершенствования личности ребенка; 5) песен - чинов - песен импровизированного характера, в прошлом популярных в степной части Крыма, которые возникли во время своеобразных песенных состязаний между юношами и девушками.
Песни позволяют раскрыть бесценное богатство родного языка, ощутить глубину мысли, богатство чувств и настроений. Народная песня способствует, прежде всего, формированию эстетического вкуса и эстетической культуры. Однако, помимо этого, под влиянием народной песни вырабатывается и мировоззрение, складываются этические представления.
Таким образом, фольклор крымскотатарского народа воспитывает не только любовь к слову, к родному языку, но и способствует умственному, нравственному,патриотическому, эстетическому, трудовому воспитанию. Фольклор как средство воспитания содержит огромный воспитательный потенциал, который необходимо применять в современной учебно-воспитательной практике.
Методика ознакомления дошкольников с народными песнями
Среди традиционных источников передачи дидактических знаний в народоведении заметное место занимает народная песня. Фактором психологического значения в методике работы над народными песнями в ДОУ является ориентация обучающихся на запоминание и непринужденное внушение через вариативность повторения наставлений, содержащихся в сюжетно оформленном контексте произведений народного творчества.
Ценность народных песен эмоционально и высокохудожественно выразил Н. В. Гоголь: «Это народная история. Живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью - ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи».
Важное педагогическое значение народных песен реализуется через их высокую художественность и доступность, а также свойство откликаться на важнейшие события народной жизни. Образцы данного фольклорного жанра помогают воспитывать у детей высокие нравственные качества, развивают музыкальную память и художественный вкус, пробуждают интерес и любовь к прекрасному.
С первых занятий народоведения целесообразно не только изучать текст, но и организовывать вокальное исполнение детьми разнохарактерных народных песен, которые в непосредственной форме знакомят младших школьников с окружающим миром, природой, передают самые теплые чувства искренней любви матери к своему ребенку, любви к родному краю, воспитывают дружеское отношение к окружающим, уважение к труду, семейным традициям, аспектам веры и т. д.
Народная песня как жанр фольклора является благодатным материалом для развития способностей дошкольников в различных видах творчества. Для развития творческой активности детей следует применять активные методы обучения, которые бы стимулировали интерес ребенка к народному песенному творчеству. Такими методами могут быть :
- работа над текстом песни;
- составления словарей этнографических, географических, этических понятий, встречающихся в народных песнях;
- разучивание и исполнение песен детьми, слушание музыки;
- беседа, в рамках которой происходит накопления теоретических знаний детей;
- сравнение или сопоставление сходных, или контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведения;
- музыкально-игровые моменты и ритмичные движения как факторы стимуляции мотивационно-эмоциональной активности детей.
Чтобы изучение народных песен не превратилось в классическое занятие с низким уровнем эмоциональной наполненности, необходимо, что дети знали, какой цели они должны достичь. Для этого нужно поставить перед дошкольниками конкретное и интересное задание, что позволит стимулировать их познавательную и творческую активность.
При разработке занятий по народоведению, посвященных изучению народных песен, стоит помнить, что Детские народные песни не только развлекают, но и обогащают детей новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей природы, учат радоваться, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный мир ребенка.
Народные песни и в древности, и в наше время остаются важным средством духовно-нравственного воспитания в семейном кругу. Но особое значение они приобретают в работе воспитателя, направленные на эстетическое восприятие смысла слов и мелодии, на этическое воспитание.
При организации работы над народными песнями стоит подбирать такие педагогические формы и приемы работы, которые дают детям возможность не только эмоционально воспринимать музыку, но и уметь думать о ней. Для реализации данной цели стоит задавать проблемные вопросы, моделировать проблемные ситуации, что заставит детей задуматься, сопоставить, сравнить, вспомнить, сделать обобщения, выводы.
Умение дошкольников самостоятельно услышать, отметить важное, понять усиливает в них интерес к работе, благодаря чему восприятие народных песен становится активно-творческим.
Учет возрастных особенностей дошкольников актуализирует реализацию повышенной потребности детей в движении. В связи с этим на занятиях при изучении народных песен следует вводить разнообразные движения, музыкально-игровые моменты. Нужно попросить детей при исполнении песен передать свои эмоции движениям рук и т. д.
Разработка мотивирующих к познанию творческих проблемных и игровых заданий при изучении темы «Народные песни» на занятиях народоведения в ДОУ поможет дошкольникам глубже воспринять произведение, побудить их к появлению новых мыслей, вызвать в детском сознании новые образы, представления, понятия, чувство эстетического наслаждения.
На развитие познавательной активности детей благотворно влияет творческая атмосфера в группе. При изучении народных песен на занятиях необходимо обеспечить возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности в воплощении содержания произведения, в участии в игре-инсценировке, в создании новой мелодии или варианта песни и т. д.
Таким образом, изучение народных песен стимулирует творческую активность дошкольников. В данном контексте важно только умело использовать разнообразные приемы, сообразуясь с традиционными и инновационными методами обучения.
Список использованной литературы:
1. Измайлов А. Э. Народная педагогика : Педагогические идеи народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М. : Педагогика, 1991. 256 с.
2. Кожанов И. В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1193-1197.
3. Хайруддинов М. А. Этнопедагогика крымскотатарского народа : Монография / М. А. Хайруддинов. К. : Наук. свгг, 2002. 335 с.
4. Мустафаева З. И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Мустафаева Зюре Исмаиловна. К., 2001. 199 с. Библиогр. : с. 159-179.
5. Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества. – СПб. : ЛОИРО, 2010.