Наталья Владимировна Гришмановская
Методика ознакомления дошкольников с историей родного края «Малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Методика ознакомления дошкольников с историей родного края „Малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Одна из наиболее актуальных проблем на сегодня – это проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села–это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает. Уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель данной методики – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления работы: географическое, историческое, литературное, художественное, так как анализ теоретических источников, рекомендаций показал, что наиболее эффектным будет интеграция всех образовательных областей комплексной программы «От рождения до школы», по которой проводится обучение в нашем МКДОУ.
Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов:
- информационный;
- технологический;
- организационный;
- практический;
- результативный.
1. Этап Информационный
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме, позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Условно содержание знаний о родном крае, т. е о родном селе разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей и культурный облик.
В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого края. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.
2. Этап Технологический
Система и последовательность работы по воспитанию любви к Родине, к родному краю может быть предоставлена следующим образом (рис. 1).
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам:
I. «Моя семья»
1) Семья
2) Я и моё имя
3) Бабушки и дедушки
4) Родословие
5) Люди других национальностей
II. «Моё любимое село»
1) Я люблю свой детский сад, и село где я живу
2) История села
3) Улицы родного села
4) Символика
5) Промышленность (О труде людей)
III. «Кто прославил наше село»
1) Защитники родной земли
2) Художники
3) Поэты
IV. «Мир природы села и района»
1) Животный мир
2) Растительный мир
3) Полезные ископаемые
4) Водные объекты
3. Этап Организационный
На организационном этапе предлагается проектирование культурно-образовательной среды в МДОУ. В детском саду была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков: макро - и микросреды, каждый из которых включал несколько компонентов (см. схему выше)
Центральным звеном в макросреде МДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения.
При его создании были соблюдены следующие условия.
• Приоритетность регионального культурного наследия.
В соответствии с этим был подобран материал о Старомайнском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Широко представлен материал о Симбирском крае и Поволжье. Отобраны те города и районы области, где развивались широко известные народные промыслы. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.
• Интегративность знаний.
Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о заповедных местах родного края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
• Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.
В соответствии с этим условием представлена панорама родного села с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей).
• Диалогичность.
Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлен уголок «русская изба», где представлены предметы и элементы быта русского народа.
• Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.
Это прослеживается в музыкальной деятельности. В работе с детьми используется фольклор народов Поволжья (русских, татар, чуваш, мордвы) - частушки, потешки, песни, народные музыкальные инструменты.
С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.
Так в группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего села», «Мой детский сад» и др.); Оформлены альбомы «Промышленность города Ульяновска», «Люди нашего посёлка и села»; собраны коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках города. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.
В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).
Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем : «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
4. Этап Практический
Первоначально план работы включал в себя:
• Сотрудничество со школьной библиотекой, с музеем школы.
• Экскурсии по улицам села, к памятникам.
• Встречи с интересными людьми.
• Познавательные игры, викторины, конкурсы.
• Сбор материалов об истории села, его улиц, детского сада.
• Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Для повышения уровня знаний детей о родном селе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены мероприятия краеведческого характера. Вместе с детьми мы совершали прогулки по селу, обращали внимание на красоту и чистоту улиц, зданий, цветников, отмечали, какие новые постройки, детские площадки появились. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т. д. Также дети посещали пожарную часть, библиотеку, школу, почту. Дети знакомились с профессиями людей, с трудом своих родителей. Все это помогло лучше узнать своё село, профессии. Труд людей, ценить и уважать этот труд. 9 мая дети ежегодно возлагают цветы к памятнику павшим героям, участвовали в акции «Солдатский треугольник», посещали ветеранов ВОВ и детей войны, вместе с родителями принимали участие в шествии «Бессмертного полка».
В своей работе использовала материалы печати Ульяновской области (журналы «Симбик», «Мономах»), а также издание Ю. Мордвинова «Взгляд в прошлое» (из истории селений Старомайнского района, где автор на протяжении многих лет кропотливо собирал в архивах и библиотеках разбросанные по разным фондам сведения и факты. Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Природа Старомайнского района изумительна, совершенно удивительна по своей красоте. Здесь самые красивые реки. Славятся грибами и ягодами леса. Самые чистые родники и богатые рыбой пруды, уникальные памятники природы. Задача взрослых- помочь увидеть все это и вызвать гордость и любовь к своему городу, родному краю. Поэтому мы рекомендуем родителям чаще бывать с детьми на природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, выставки рисунков «Мы вместе рисуем осень (зиму, весну, лето, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в детском саду. Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности.
5. Этап Результативный
На данном этапе подводились итоги всей проделанной работы.
Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим.
Таким образом, делая вывод, могу сказать, что работа, проведенная на базе МКДОУ Жедяевский д/с «Ягодка» в разновозрастной группе, направлена на формирование у детей исторических знаний, значительно повысился уровень развития у детей таких качеств, как внимательность, патриотизм, уважение к окружающим местам и предметам.