Нина Митрофанова
Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Е. И. Чарушина
Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это, прежде всего, касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2-4 (5) лет, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития.
Публикация «Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Е, И, Чарушина» размещена в разделах
Анализ произведений замечательного мастера слова и кисти показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей 2-3 лет. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначале знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом» : кошкой, собакой, птичкой. Однако чтобы знакомство с этим самобытным писателем состоялось, малыша необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.
Нам могут возразить : «Малыш 1,5 - 3 лет уже знаком с собачками, кошками, козочками. Знаком по песенкам, потешкам, - словом, на основе фольклора для самых маленьких». Это так, но «герои» жанра - животные - действуют в этих миниатюрах как люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. И действительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят «ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушку мести».
Однако уже к 2 - 2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 3 - 4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Чарушина - бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора.
Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира - реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко». Бесконечная цепочка образов животных - зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.
Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане. При этом ребенок спокойно «возвращается» к реалиям действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котик понарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливать кошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает: животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менее животные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персонажами, любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому -- инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла», повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая, тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит, синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке, троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»).
Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике.
Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью - показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру - один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому - уже специальный вид занятия.
И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над Чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты, - словом, его отношение к тексту.
Будем помнить, что проза Чарушина - тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя - показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.