Лучший педагог года

Методика организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками

Татьяна Бочкова
Методика организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1. Задачами организации в младших группах детского сада являются:

а) развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

б) развитие и обогащение сюжетов игры;

в) формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Роль воспитателя

Участие в играх, беря на себя ту или иную роль. Организует С. Р. И. по собственному замыслу.

2. Задачи организации в средней группе :

Публикация «Методика организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками» размещена в разделах

а) формирование умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры;

б) поддерживать в игре дружелюбное отношение.

Роль воспитателя

Участие воспитателя в игре в той или иной роли, но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений (Игра в путешествие, развалился вагон. Дети больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель принимает роль механика и быстро исправляет повреждения).

3. Задачи в старшей группе:

а) развитие самостоятельности и самоорганизации;

б) формирование умений договариваться о теме игры, распределять роли;

в) намечать основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Роль воспитателя

Воспитатель предлагает основную роль ребенку, сам берет себе дополнительную. Проиграв ситуацию, связанную, например, с посадкой пассажира в автобус, воспитатель вводит новую сюжетную ситуацию, требующую появления нового персонажа, и меняет свою роль. Воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес.

4. Задачи в подготовительной группе:

а) отражение взаимодействий и отношений взрослых друг с другом;

б) объединение в подгруппы на основе личных симпатий и привязанностей;

в) умение самостоятельно распределять роли, отбирать игрушки, а также изготавливать игрушки-самоделки совместно с воспитателем;

г) качество наполнения отдельных ролей.

Роль воспитателя

Прямое воздействие воспитателя на игры детей : участие в сговоре детей перед игрой, оценка поведения играющих (проявление резкости, эгоизма, поощрение взаимопомощи, похвала за интересную выдумку, подсказка увлекательной подробности). Воспитатель должен направлять внимание детей на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. Очень редко берет на себя ту или иную роль.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.

Для детей младшего возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, в детский сад.

В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр, отражающих общественные события и явления.

В младших группах игрушки хранятся так, чтобы они находились в поле зрения ребенка и были доступны.

В средней и старшей группах дети должны знать, какие игрушки имеются в группе и места их хранения и поддерживать соответствующий порядок. Игрушки могут быть скомплектованы по темам (больница, парикмахерская и т. д.). Наличие готовых комплектов позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде.

Типы игрового материала:

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарного и т. п.

Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.)

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

1) Выбор игры.

Определяется конкретной воспитательной задачей. Игровая форма может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – стимулирующая, длительная – воспитание у дошкольников положительных черт поведения.

2) Педагогическая разработка плана игры.

Увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Насыщение игрового содержания.

3) Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Разрабатывает воспитатель, предназначается детям старшей и подготовительной группы. Как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4) Создание воображаемой ситуации.

Основа творческой С. Р. И. Чем младше дети, тем больше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по значению к реальным, жизненным.

5) Распределение ролей.

Удовлетворить игровые потребности детей, т. е. каждому дается желаемая роль – возможность для утверждения ребенка в коллективе через игровую роль.

6) Начало игры.

Главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поверения.

7) Сохранение игровой ситуации.

а) взрослый организатор обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, условную игровую терминологию (военизированные игры – четкость и лаконизм команд. Требовать ответное: «Есть, товарищ командир!»);

б) обыгрывать любое дело детского коллектива;

в) требование, поощрение, наказание – осуществляются в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации;

г) включать развернутые творческие игры на местности с идентичным сюжетом – вносит в игру атмосферу свободного игрового творчества, укрепляет воображаемую ситуацию игры;

д) в процессе длительной С. Р. И. организовывать коллективные соревнования между небольшими группами – дополнительный стимул, эмоциональное протекание самой игры.

Соблюдение перечисленных условий позволяет сохранить игровую ситуацию на продолжительное время.

8) Завершение игры.

Разрабатывая план игры, заранее намечается предполагаемая концовка, которая вызвала бы желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Для повышения воспитательной эффективности С. Р. И. необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игра оказывает комплексное воспитательное воздействие.

Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры на бытовые сюжеты : «В доме», «Семья», «Праздники», «Дни рождения», «Детский сад».

В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.

Игры на производственные и общественные темы: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, шахта, строительство, армия.

Игры на героико-патриотические темы: герои войны, космические полеты.

Игры на темы литературных произведений, кино.

Режиссерские игры – эпизоды из знакомых сказок, рассказов или собственной жизни.

ВОЗМОЖНОСТИ С. Р. И. ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельность: создает игровую ситуацию, выбирает атрибуты, самостоятельное руководство игрой, самостоятельное мышление.

Инициативность: мотивация к этому виду деятельности. Желание как следствие инициативы.

Публикации по теме:

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей среднего возраста «Лечение больных» Цель. Учить играть вместе, помогать друг другу, словно поддерживать диалог • Знакомство с новыми моментами игры • Воспитывать умение сотрудничать.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности Задачи: Образовательные задачи: - приучать детей распределять.

Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» в зоне ближайшего развития Дата: ДОО: МКДОУ «Маминский детский сад» Возрастная группа: вторая младшая Вид деятельности: сюжетно – ролевая игра Тема:"Кукла заболела".

Мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры «Путешествие к морю» Мастер-класс: «Организация сюжетно-ролевой игры «Путешествие к морю» 1. Выбор игры - Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на улице?.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.

Проект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе «Зоопарк» Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь) Вид, тип проекта: ознакомительный, групповой. Участники проекта: дети средней группы,.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Цель педагогического воздействия.

Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации Для тематического планирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации необходимо определить тематику сюжетно-ролевых.

Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Марина Витальевна Мишина Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 09:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД