Кристина Курочкина
Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС
Направленное психолого-педагогическое обследование при аутизме всегда затруднено, поскольку дети не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, а также не воспринимают инструкций и не следуют им.
В связи с этим, на начальном этапе диагностики на первый план выходит метод наблюдения, при этом основную информацию приходится получать из наблюдений за собственной активностью ребенка, за всем, что можно заметить, не вступая с ним в прямой контакт.
Публикация «Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В то же время, попытки вступать во взаимодействие предпринимать необходимо, так как у многих детей некоторый уровень коммуникативных возможностей сохраняется, и то, как они вступают в контакт и как уходят от контакта, имеет большое значение для диагностики и всей дальнейшей работы. Для этого необходимо создать ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не проявлять излишней активности, настойчивых требований – это поможет ребенку расслабиться и успокоиться. При этом нельзя навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт [1]
Умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений позволяет получить объективную информацию, на основе которой формулируется гипотеза о проблемах взаимодействия ребенка с окружающим миром, и строится начальный этап коррекционной работы.
Большое значение имеют условия наблюдения:
А) помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было безопасно предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать [2].
Первое наблюдение желательно проводить там, где предполагается начать работу с ребенком (в детском саду, в школе, в клинике, дома и т. д.).
Комната, в которой будет происходить наблюдение, должна быть, по возможности, не тесной, чтобы у ребенка не возникло ощущение дискомфорта оттого что Вы находитесь слишком близко к нему физически. Обстановка комнаты должна быть продумана так, чтобы многое в ней могло «спровоцировать» внимание и интерес ребенка. Для этого в комнате должны быть мячи, мягкие игрушки, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши, игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, батут, шведская стенка, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т. д.). Хорошо, если есть возможность наблюдать за ребенком, когда он один в комнате (например, при помощи зеркала, прозрачного с одной стороны; или при помощи скрытой камеры).
Поэтому тесный кабинет, где есть только стол и несколько игрушек – не лучший вариант, это больше подходит для начала обучения [2].
Б) наличие средств для фиксации данных наблюдения: лист бумаги или заранее заготовленный протокол на планшете или тетрадь, лучше всего – видеокамера. Следует описывать то, что происходит с ребенком, что он делает, как себя ведет, но не переходить преждевременно к обобщениям и квалификации происходящего.
Иначе говоря, процесс наблюдения должен быть как можно более объективным.
В) желательно или скорее необходимо наличие второго наблюдателя; например, один из специалистов пытается контактировать, взаимодействовать с ребенком, создает различные ситуации, благоприятствующие обследованию, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т. д. ; другой специалист в это время фиксирует параметры поведения.
Одной из важнейших задач первой встречи с ребенком является определение его общего коммуникативного, эмоционального, когнитивного речевого развития, особенностей его контакта с другими людьми и со средой. В то же время, не менее важно фискировать определенные параметры поведения, что даст информацию о том, как начать работу с ребенком.
Первичный протокол может быть произвольным по форме, но он всегда должен содержать информацию о поведении ребенка. Особенно необходимо обратить внимание на наличие стереотипий и их формы, на то, как ребенок общается с матерью и другими членами семьи, присутствующими на консультации, со специалистами, или как избегает общения, или отвергает его, чем он сам себя занимает в свободном поведении, каково состояние его речевой деятельности.
Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения (на основе одной или нескольких консультаций – чем больше их количество, тем надежней результат). В зависимости от возраста, уровня развития ребенка спектр параметров наблюдения может быть различным – по усмотрению специалистов [2].
Важные сведения об особенностях психики ребенка могут дать родители, так как они видят своего сына или свою дочь постоянно и в принципе знают их лучше всех. Необходимо выяснить, что их более всего беспокоит в развитии ребенка, как обычно он ведет себя в различных ситуациях, что его пугает, а что является источником особого интереса [1].
Следует, однако, учесть, что оценка родителями уровня развития своего ребенка не всегда бывает объективной, они могут как завышать, так и занижать его возможности, и, тем не менее, в отношении к полученным от родителей сведениям критичность должна сочетаться с по возможности большим уровнем доверия.
Затем, в зависимости от того, как ребенок воспринимает ситуацию и идет ли он на контакт, можно провести обследование для более детального анализа уровня его развития и возможностей.
Первые предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно (о чем можно судить по результатам наблюдения). Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого и, напротив, повысить вероятность значимого результата [2].
Психолого-педагогическая диагностика должна быть как можно менее формальной, а ее результаты — стать реальным основанием для построения коррекционной работы.
Список литературы:
1. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. –– СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.
2. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. - C. 97.