Ольга Александровна Кучерова
Методика определения активного словаря
▼ Скачать +Заказ
Благодаря этой методике вы сможете самостоятельно протестировать ребенка и узнать где есть дефицит слов.
Методика "Определение активного словарного запаса"
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребё нка младшего школьного возраста:
Публикация «Методика определения активного словаря» размещена в разделах
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком
1 Существительные
2 Глаголы
3 Причастия
4 Деепричастия
5 Прилагательные в начальной форме
6 Прилагательные в сравнительной степени
7 Прилагательные в превосходной степени
8 Союзы
9 Предлоги
10 Частицы
11 Однородные члены предложения
12 Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
13 Сложные предложения, соединё нные подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
14 Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т. п.
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.