Людмила Пестова
Деловая игра для педагогов для определения уровня знаний системно-деятельностного подхода «Знатоки образования»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЗНАТОКИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Уважаемые участники, сегодня вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить уровень ваших знаний системно-деятельностного подхода, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость ре акции.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Правила игры следующие: на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх флажок команды. Также будут предложены задания, на выполнение которых отводится определенное время.
Начинаем 1-й раунд:
Отвечать первой будет та команда, которая первая поднимет цветовую ладошку. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание на экран (продолжите определение одна команда системы, а другая деятельности).
2 слайд Основные понятия системно-деятельностного подхода :
3 слайд Система (от греческого – целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Следующее задание: чья команда быстрее даст ответ на вопрос:
4 слайд На что ориентирован деятельностный метод обучения?
5 слайд Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.
Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию и следующее задание
6 слайд для одной команды определить виды деятельности значимые для ребёнка до 1 года и с 1-го года до 3-х лет, а для другой команды для ребё нка с 3-х до 7 лет:
7 слайд ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ:
• Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,
• Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,
• Для ребенка с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность …
Да, эти виды деятельности и определённы в ФГОС дошкольного образования и именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются базовые качества личности.
8 слайд В следующем задании необходимо командам как можно быстрее указать на перечисленные на слайде качества, не относящиеся к базовым:
• творческая активность
• отзывчивый
• инициативность,
• уверенность в себе
• доверие и уважение к окружающим
• произвольность
• доброжелательный
• умственные и познавательные способности и пр.
• активный
• эмоциональный
9 слайд
Какие основные характеристики системно-деятельностного подхода, чья команда ответит быстрее на этот вопрос? 10 слайд
• Чему учить
• Ради чего учить
• Как учить
11 слайд
Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы начинаем второй раунд.
12 слайд Тема: «ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Предлагаю командам выбрать из многочисленных принципов в образовании принципы деятельностного подхода наклеить их на листы бумаги и представить жюри:
принцип субъектности воспитания;
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Время для обдумывания на – 3 минуты.
13 слайд 14 слайд (правильные ответы)
Тема третьего раунда: «ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»
Назовите формы работы с детьми, через которые реализуется системно-деятельностный подход. Время для обдумывания – 3 минуты. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (поднимает вверх карточку). Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить появляется у другой команды.
15 слайд ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности. Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
16 слайд Игры с моделированием Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
17 слайд Ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Логика ситуационной задачи: Ознакомление – Понимание – Применение – Анализ – Синтез – Оценка. Ядром задачи становится проблемный вопрос.
18 слайд Метод проектов. Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; не жесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Позиция воспитателя в проектной деятельности: от транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
После ответа команды на вопрос ведущий дает комментарии или, при необходимости, дополняет ответ.
Тема четвё ртого раунда: «Основные характеристики системно-деятельностного подхода»
19 слайд Составьте в правильной последовательности структуру совместной деятельности педагога с детьми с позиций системно - деятельностного подхода :
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Проверьте правильность ответа. 20 слайд
Пока жюри подводит итоги хочу вам напомнить «Золотые правила» деятельностного подхода : 21 слайд
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Подведение итогов. Жюри называет набранное количество баллов каждой команды и объявляет победителей. Дружные аплодисменты!
Рефлексия. Предлагаю участникам оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 22 слайд
Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполняла задания…
5. Я поняла, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовала, что…
8. Я приобрела…
9. У меня получилось …
10. Я попробую…
11. Меня удивило…
12. Мне захотелось…
23 слайд