Марина Владимировна Ильюшина
Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение к семинару: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Тема выступления: «Методика обучения дошкольников рассказыванию
по серии сюжетных картинок»
Слайд 2
Исследователи считают, что развитие связной речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста от диалога между взрослым и ребенком к монологической речи самого ребенка. (О. С. Ушакова, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. В. Ворошнина).
Публикация «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок» размещена в разделах
О. С. Ушакова предлагает начать развитие связной речи со второй младшей группы. Развитие связной речи, работа над ней должна вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературных произведений к обучению самостоятельному рассказыванию. Необходим подготовительный этап и система игровых упражнений.
Слайд-3
Этапы работы воспитателя:
1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.
Слайд-4
Организация работы с серией картинок
Успех в обучении зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса:
Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.).
В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте с можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).
Прежде чем дать задание детям, воспитатель сам должен выполнить действия по установлению логики событий на картинках
Не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений. Работа с такими сериями выносится в подготовительный этап.
Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 - 6 минут, до 5 лет - 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.
Очень важно педагогу мотивировать эту деятельность.
Примеры мотивации:
- для детей 3 лет: порадоваться картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния - пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);
- для детей 4 - 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);
- дети 5 - 7 лет - мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; подготовка к школе или игра в "Сыщиков").
Слайд-5
Этап 1.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа с реальными ситуациями
Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий.
Пример: в процессе умывания воспитатель спрашивает:
- Что мы сейчас делаем? - Намыливаем руки.
- Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой.
- Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
- Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
- Зачем мы все это делали?
- Чтобы руки были чистые перед едой.
Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно - следственные связи и видеть результат.
Работа с литературными произведениями
В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно - следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит "раскадровку" содержания текста (с опорой на иллюстрации).
Слайд-6
Например: сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" представляется следующим образом:
Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку.
Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу.
Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т. д.
Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:
- Кто изображен?
- Что он делает?
- Какая цель этого действия?
- Добился ли герой этой цели?
Например:
Кадр 1. На картинке изображены мама и дочка. Мама просит дочку отнести гостинец бабушке. Ее цель — уговорить дочку сделать это. Изображена Красная Шапочка, которая внимательно слушает маму и забирает корзиночку из ее рук. Цель Красной Шапочки — выполнить просьбу мамы.
Кадр 2. Здесь изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель — доставить гостинец бабушке.
Кадр 3. На картинке изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель — узнать, где находится домик бабушки. Здесь изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель — выполнить просьбу Волка.
Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок :
- упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей, установленных автором текста;
- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.
Слайд-7
Этап 2.
СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.
1. "Паровозик из картинок"
Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию.
2. "Найди общих героев на картинках"
Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
3. "Найди место, в котором происходят события"
Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.
4. "Определи время событий"
Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.
Игровое действие: предложить детям определить время года, части суток на каждой картинке.
5. "Назови действия героев"
Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.
6. "Что за чем?"
Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.
7. "Составь рассказ"
Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Придумать название получившемуся рассказу.
8. "Вспомним, как играли с картинками"
Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.
Игровое действие.
Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.
Методические рекомендации
Работа возможна с 4,5—5-летнего возраста.
Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное «озвучивание». Другие дети при этом выступают в роли зрителей.
Слайд-8
Этап 3.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Игровые упражнения
«Играем в учителя»
Предложить ребенку, уже прошедшему обучение, научить кого-либо (лучше всего взрослого) складывать картинки. Задача воспитателя — контролировать последовательность процедур.
Вначале ребенок может использовать знакомую ему серию картинок. Затем следует усложнить задание, предложив ему неизвестную серию. При этом времени на предварительное обдумывание последовательности не дается, то есть ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картинок и учит кого-либо этому.
Помощники
Предложить детям схематически нарисовать этапы работы с серией картинок. «Шаги» алгоритма могут быть обозначены любыми знаками или буквами. Полученные схемы должны помочь детям из соседней группы научиться раскладывать картинки.
Рекомендации: воспитатель не должен обращать особое внимание на то, как именно ребенок обозначил конкретный шаг, главное — чтобы он назвал его и объяснил, что надо при этом делать.
Загадочные истории в подарок друзьям
Предложить детям самостоятельно сделать «раскадровку» какого-либо события — например, процесса ухаживания за домашним растением или животным. Предложить детям из соседней группы с помощью «помощников» расшифровать рассказ (верно разложить картинки).
Результаты можно получить уже в конце средней группы (к 5 годам).
Слайд-9
Методика обучения рассказыванию по серии
сюжетных картин на занятии.
В работе по сериям сюжетных картинок необходимо формировать и закреплять представление о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка, умение придумывать его точное название, логически переходить от одной картинки к другой.
В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («группами», при этом они сами распределяют функции: кто будет рассказывать по первой картинке (начало, кто по второй и третьей (середина) и кто будет завершать рассказ (конец). Этот прием предполагает, с одной стороны, умение договариваться между собой и, с другой стороны, закрепляет представление о композиции рассказа. При таком распределении в рассказывании включается вся группа детей.
КАРТИНКИ И НА ДОСКЕ : серия «День рождения»
открыта только первая картина, остальные три закрыты, но рассказывают четверо детей (каждый ребенок встает перед своей картинкой, начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают свои). После этого последовательно открывается вторая картинка (снова рассказывают четверо, они уже видят сюжет, но пока не знают его до конца, за ней третья (как и в предыдущий раз, рассказывает новая «команда», и наконец, четвертая (открыты все картинки, дети их видят и составляют новый рассказ (сказку). В следующей серии можно закрыть три первые картинки, а последняя картина открыта (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные. Могут быть открытыми первая и последняя картинки, тогда дети видят, как начиналось действие, чем оно заканчивается и придумывают среднюю часть сюжета. Каждому варианту рассказов дети
(и по закрытым и по открытым картинкам) детям предлагают дать название – лаконичное, точное, выразительное.
Распределение детей для рассказывания по первой, второй … или последней картинке развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться межу собой, уступать сверстникам.
Слайд-10
Рекомендации по составлению рассказов по серии сюжетных картин :
- для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей, расставлять их нужно с промежутками;
- включать в занятия игры, задания, упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- использовать на занятиях методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранность до окончания занятия;
- учить додумывать предшествующие и последующие события;
- учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии;
- продумывать отдых детей на занятии, по возможности связывать его с темой занятия;
- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста, создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Слайд-11
Литература:
• О. С. Ушакова
«Развитие связной речи. 5-8 лет»,
Издательский дом «Карапуз»
• С. ЛЕЛЮХ, Т. СИДОРЧУК
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК»
Самара — Ульяновск, 2002 г.