Надежда Кузнецова
Методика обучения детей игре в русские шашки
▼ Скачать + Заказать документы
Шашки – игра двух партнёров на квадратной черно-белой многоклеточной доске, играют специальными обычно круглыми фишками-шашками; так же как и в шахматах действия сражающихся воспроизводятся по определённым правилам.
Цель игры – уничтожить шашки противника либо создать для него такое положение, в котором он лишается возможности хода.
Первые сведения о шашках были в памятниках Древнего Египта.
Публикация «Методика обучения детей игре в русские шашки» размещена в разделах
Игра в шашки изображена на греческих амфорах, римских чашах, на фресках языческих храмов
Русские шашки – интеллектуально-спортивная игра, выступает как средство разностороннего воспитания личности ребенка. С помощью игры в шашки педагог учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Для детей шашки – это хорошая возможность для развития в ребенке разнообразных качеств, таких как – логическое мышление и памяти дошкольника, интуиции, целеустремленности, умение быстро принимать верные решения и другие важные качества для жизни.
Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определенными построениями, маневрами, комбинационными идеями и даже с образами. В игре в шашки ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В игре в шашки проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Требования к шашкам для дошкольников:
- шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;
- шашки должны быть в коробке привлекать и вызывать желание играть в них;
- шашки следует хранить в группе в доступном для детей месте.
Особенности развития логики и мышления в дошкольном возрасте:
Для того чтобы понимать, насколько важны «Русские шашки» в дошкольной организации, нужно рассмотреть очень важный аспект особенности развития логики и мышления ребенка в дошкольном возрасте.
У детей 4-5 лет мышление носит преимущественно наглядно-образный характер, и основная задача педагога – формировать разнообразные конкретные представления.
В течении всей игры ребёнок решает разнообразные мыслительные задачи, благодаря этому мышление ребенка становится внеситуативным. Освоение речи помогает развитию рассуждений, как способа решения мыслительных задач, что впоследствии помогает ребенку развить понимание причинности явлений.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как гибкость, пытливость, самостоятельность. В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.
После 4-5 лет внимание становится значительно более устойчивым. Существенные сдвиги можно наблюдать уже во II квартале учебного года: дети сохраняют внимание и работоспособность в течение всего занятия.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего посредством интеллектуальных игр.
Правила игры в шашки
1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.
2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.
3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.
4. Ходы играющими делаются поочередно.
5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.
6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» — снимают с доски.
7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.
8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.
9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.
10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.
11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.
12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).
13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.
14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.
15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.
16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.
17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки. 18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.
19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.
20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.
21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не больше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.
Итог
Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке полезных качеств, таких, как память и логическое мышление. Помимо этого, игра в шашки способствует формированию интуиции, целеустремленности, умение принимать правильные решения и другие полезные в жизни качества.