Наталья Кириллова
Методика нейропсихологической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
По данным различных специалистов, около 90% детей имеют отклонения физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что характеризуется отсутствием сосредоточения, повышенной отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью.
Публикация «Методика нейропсихологической коррекции» размещена в разделах
Симптокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудность в обучении и межличностных отношениях. В большинстве случаев для таких детей характерно двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, неспособность учиться на своем опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения, начатого до конца, болтливость, рассеянность, отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношения со сверстниками, тревожность и низкая самооценка Существующая неудовлетворенность решения этой проблемы определяет актуальность разработки новых подходов и алгоритмов в коррекции СДВГ. Сочетание нейропсихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.
Существует несколько теорий возникновения СДВГ у детей. К самым распространенным относят:
• генетическую;
• социально-психологическую (неправильное воспитание, условия проживания в семье, алкоголизм родственников);
• биологическую (травмы при родах, органические повреждения мозга в период беременности).
Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию.
Основы нейропсихологической коррекции представляет учение А. Р. Лурия, о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций. Каждый вид деятельности обеспечивается комплексом мозговых структур, и разделяются на три функциональных блока.
Первый функциональный блок, связан с уровнем регуляции тонуса и бодрствования, энергоснабжения. Он обеспечивается корково-подкорковыми и межполушарными взаимодействиями. У детей с дефицитом данного функционального блока отмечается запаздывание определения ведущей руки, увеличение числа ошибок к концу заданий, неусидчивость, снижение мотивации, двигательной и эмоциональной расторможенности, изменение темпа деятельности. Для гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности используют ряд упражнений, направленных на активизацию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:
• дыхательные упражнения и растяжки;
• различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);
• телесные упражнения и техники релаксации;
• глазодвигательные упражнения.
Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, отвечающие за деятельность данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга. Каждая область отвечает за определенный тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — общечувствительную).
Второй блок включается в себя три надстроенные друг над другом корковые зоны. Вначале, первичные зоны осуществляют прием нервных импульсов. Затем вторичные зоны обрабатывают полученную информацию. Третичные зоны осуществляют логические и грамматические операции, которые требуют участия абстрактного мышления и отвечают за человеческую память.
Для оптимизации данного блока используют упражнения, направленные на:
• улучшение свойств памяти, внимания;
• формирование пространственных представлений и отношений;
• развитие ловкости и плавности произвольных движений.
Морфофункциональные структуры третьего блока включают лобные отделы коры больших полушарий и позволяют выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. У таких детей недостаточно сформирована мелкая моторика, выражены нарушения функции регуляции и контроля, структурно-топологической и координаторной составляющих пространственных представлений, мнестической деятельности в звене избирательности. На данном этапе необходимо расширять адаптационные возможности, развивать коммуникативные навыки, формировать положительную самооценку. У детей с СДВГ процессы не сбалансированы, поэтому рекомендовано применение:
• ролевых игр;
• коммуникативных упражнений с вербальным и невербальным акцентирование;
• упражнений, направленные на повышение саморегуляции, вариативности и рациональности поведения.
В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации.