Татьяна Бондарь
Методика Марии Монтессори в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Методика Марии Монтессори в домашних условиях.
Воспитатель 1 категории Бондарь Татьяна Валерьевна,
ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский», г. Белгород.
Существует множество методик воспитания и раннего развития. Детских центров, работающих по ним, сейчас тоже достаточно. Однако, следование методике развития не должно заканчиваться, как только малыш вышел за дверь группы. В большей степени навыки и характер детей формируют наш личный пример и окружающая обстановка.
Публикация «Методика Марии Монтессори в домашних условиях» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Помоги мне это сделать самому. Знакомая фраза? Таков основной девиз методики Марии Монтессори. Я из тех, кому приглянулись её идеи. Предоставить ребёнку возможность развиваться по методу Монтессори в домашних условиях вполне реально.
Об этой выдающейся женщине и её всемирно известном методе воспитания написано уже очень много. В этой статье я коротко остановлюсь на основных положениях методики Монтессори и расскажу о том, как мы реализуем её у себя дома.
Итак, главное слово в методике — свобода. Свобода порождает самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Свобода. Что касается обучения, то ребёнок сам выбирает чем и как долго ему заниматься. Желательно также дать ему максимум свободы в повседневной жизни. Это вовсе не означает, что малыш диктует семье свои правила. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Просто относитесь к своему чаду как к полноценной личности с самого рождения. Поверьте, случаи, когда с малышом нельзя договориться мирным путём, очень редки.
Самостоятельность. Вы можете научиться езде на велосипеде, читая книги, слушая рассказы об этом и просто катаясь на багажнике? Ответ очевиден. Так и с ребё нком: то, что взрослым давно известно, для него в новинку и требует немедленной проверки. Вода разливается? Надо проверить! Краски пачкаются? Правда? Посмотрим! Малыш познаёт мир и усваивает его законы только совершая действие.
Ответственность. Вода разливается. Проверил? А теперь вытирай. Да, сам, тебе это вполне под силу. Ты справишься!
Хочется написать, что родителям придётся несладко и понадобится огромный вагон терпения… Только вот одним терпением тут не обойтись. Надо изменить собственное мировоззрение. Подчас это сделать сложнее, но результаты того стоит, ведь развивая детей, мы развиваемся сами.
Как принести свободу, самостоятельность и ответственность в свою семью? В монессори-группах детям создают специальную обучающую среду. Однако её элементы есть в каждом доме, просто нужно сделать их максимально доступными для Вашего ребёнка.
Мария Монессори выделяет 5 зон развития: зона практической жизни, зона сенсорного развития, математическая зона, зона языкового развития, зона естественнонаучного воспитания.
Зона практической жизни. Весь наш дом! Здесь малыши учатся заботиться о себе: умываются, наливают себе попить и т. д. Чем мы можем помочь ребёнку? Повесьте низкие крючки для полотенец и одежды малыша, прикрепите зеркало на нужной ребёнку высоте, оставьте в доступном месте чашку и небольшой кувшинчик с водой.
Зона сенсорного развития. Здесь дети развивают зрение, слух, осязание, обоняние, учатся различать температуру и вес предметов. По сути, достаточно просто не отгонять ребёнка и не мешать ему трогать предметы домашней обстановки.
Математическая зона. Здесь собраны материалы для обучения ребёнка матаматике. Кроме специальных занятий, математику можно изучать на каждом шагу: покупая продукты в магазине (Сколько нужно взять груш, чтобы всем хватило? А если каждому дадим по 2 штуки) или смотря мультфильмы.
Зона языкового развития. Здесь детки учатся читать и писать, расширяют свой словарный запас. Кроме того, к этой зоне относятся занятия и предметы, развивающие мелкую моторику. Учёными доказано, что становление речи напрямую связано с развитостью мелкой моторики!
Зона естественнонаучного воспитания. История, культура, ботаника, зоология, анатомия и т. д. Тот же цветок в горшке, отданный «на содержание» ребёнку, даёт ему представление о растениях. Только не давайте детям свои любимые селекционные кактусы, ведь малыши будут получать свой опыт. В том числе и о том, что происходит с цветами, если их не поливать, переливать или убрать в тень.
Ещё один немаловажный аспект системы — дидактические материалы.
За время своей работы с детьми, Мария Монтессори разработала ряд «игрушек», без которых следование методике попросту безрезультатно. Главным их достоинством является возможность самоконтроля со стороны ребёнка. Ему не нужно говорить, к примеру, правильно он собирает картинку или нет, это и так очевидно. Не пугайтесь сразу больших трат, часть пособий легко можно седлать самостоятельно, а часть — заменить предметами из реальной жизни. Однако разговор об этом — отдельная тема.
Итак, запаситесь знаниями и пробуйте! Создать развивающую среду по методике Монтессори в домашних условиях не так уж сложно. Главное, помогайте детям на каждом шагу делать свои выводы и совершать их собственные открытия!