Анна Горбунова
Линейный календарь. Фотоотчет
▼ Скачать +Заказ
Методика Линейного календаря
Слайд №1
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.
Публикация «Линейный календарь, Фотоотчет» размещена в разделах
Слайд №2
Немного теории
Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т. п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад, сегодня, завтра. Если слегка задуматься, то даже из приведенных примеров становится очевидным, что понятие времени – это очень сложное логическое, совершенно отвлеченное от реальной практики теоретическое образование, и ребенку приходится осваивать очень много разных его аспектов, связывать их между собой в единое целое. Тем не менее, осваивать понятие «время» совершенно необходимо для детей, живущих в нашей культуре, где на нем очень многое завязано – в каком-то смысле, вся наша жизнь основана на нашем общем представлении о времени.
Как раз методика «линейного календаря» помогает дошкольникам лучше понять время.
Слайд №3
Какие же цель и задачи ставит перед собой методика «Линейного календаря»? Давайте посмотрим
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
2. Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
3. Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.
4. Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
5. Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Слайд №4
Или же другими словами – способности линейного календаря
• Формирование элементарных представлений о времени (текучесть, периодичность, необратимость)
• Развитие коммуникативных навыков
• Обозначение порядка протекания явлений и действий во времени (вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее)
• Закрепление обозначающих единицы времени (день, неделя, месяц, год)
• Формирование знаний о последовательности дней недели, очередности месяцев, времён года
• Развитие навыков счета, математических и логических представлений.
Слайд №5
Теперь давайте подробно разберем, что такое Линейный календарь и как его вести.
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.
Ведение календаря мы начали с начала учебного года.
Календарь мы поместили в доступном для детей месте, что бы он был хорошо виден всем детям в группе и удобен для использования. Некоторые события события в нем дети отмечают сами:
- текущий день и если есть, мероприятие
- планируют что будет завтра
- рассказывают что было вчера
- зарисовывают значимое событие
Слайд №6 - Сезонность
Мы с ребятами сначала выбрали цвет листов для линейного календаря, по ассоциации: оранжевый – осень, голубой – зима, желтый – весна (как сказали дети – потомучто солнышко проснулось, зеленый – лето.
Обратите, пожалуйста, внимание на конец каждого времени года: последняя неделя каждого времени года не заканчивается воскресеньем. И чтобы не разрывать неделю, я сочла удобным сделать в двух цвета концовку. Потом на практике подтвердилось, что это, действительно легче для детского восприятия, нежели разрыв недели.
Слайд №7 – Непрерывность
Линейный календарь подразумевает собой непрерывную линию. В условиях нашей группы – это сделать невозможно, поэтому мы поделили по сезонам. Рекомендуется каждую неделю как бы вынимать из общей строки и работать с ней каждому ребенку индивидуально. Честно говоря, если у нас еще возможно разработать каждому ребенку индивидуальную недельную карточку со всеми картинками, то в условиях детского сада на 25 человек - это будет проблемой.
В начале работы по ведению линейного календаря мы тоже индивидуально с каждым проработали одну неделю, затем уже вели календарь в обычном режиме, не вынимая каждую неделю – дети прекрасно ориентировались на месте. Единственное что – разграничила недели штрихами.
Слайд №8 – Временная ось
Рекомендуется, особенно младшим дошкольникам, использовать временную ось, которая помогает в освоение временных понятий в доступной наглядной форме. Т. е., течение времени из прошлого, через настоящее в будущее. Мы это не используем, т. к. нет технической возможности. Но сама идея временной оси хороша.
Слайд №9 – Деление на недели
Выше уже говорила, что из общей ленты на данный момент неделю мы не выдергиваем, но идет разграничение штриховыми линиями. Штриховая линия служит дополнительным ориентиром в разграничении недель.
Слайд №10 – Что представляет собой неделя
• Неделя – это некая таблица из четырех строк и семи столбцов.
• В первой строке указываем название месяца.
• Во второй строке – названия дней недели
• Третья строка – соответствующая картинка. Здесь, будни – листочек, выходные – радуга. Почему листочек – по ассоциациям. Далее, зима – снежинка, весна – ландыш, лето – ягодка.
• Последняя строка - календарные числа. Они черного и красного цвета, в зависимости будний день или выходной.
• Тема недели – картинка над понедельником, чтобы не было сильного наслоения.
Внимание! Можно добавить пятую строку, для отметки погоды и температуру воздуха.
Слайд №11 – Значимые даты
В третьей строке мы также размещаем картинки (по ассоциации) государственных праздников. Они размещаются уже на весь год. В этой же строке размещаем картинку текущего развлечения, которую наклеиваем непосредственно в этот день.
Слайд №12 – Наслоение картинок
И здесь может произойти наслоение одной картинки на другую. Ничего страшного нет, размещаем все рядом, т. к. ни одну выкинуть не можем – может произойти путаница в буднях.
Слайд №13 – Дни рождения
Дни рождения обозначаем картинкой торт + изображение ребенка, чей праздник. Это прекрасная возможность ребенку самому наглядно представлять, когда у него был праздник или будет.
Слайд №14 – Вопросы для работы с линейным календарем
Перечислить по слайду
Слайд №15 – Видео
Как говорится: лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.
Слайд №16 – Общий вид календаря - Место в образовательном процессе
В течение дня Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц, а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).
Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, наклеивают соответствующую картинку. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц.
Внимание!
• Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три, однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ октября). В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
• В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им отвечать на вопросы разной сложности. Пример…. Варя –какое время года, Зарина – какое число.
• На этом этапе занятия можно не спрашивать отдельных детей (по выбору воспитателя или тех, кто желает ответить). Вместо этого детям предлагается поделиться своим ответом с соседом или соседями. После того, как дети обменяются своими идеями, воспитатель подытоживает дискуссию и демонстрирует правильный ответ.
• При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета.
• Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности: - Какое сегодня число (показывает? А какое будет завтра (показывает? А какое было вчера (показывает? - (Показывает на сегодняшнее число). Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку? - Показывает на сегодняшнее число. Сколько дней тому назад мы отмечали Машин день рождения (показывает на картинку?
• Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются.
• Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.
Слайд №17 - Работа с линейным календарем поможет детям :
Подитожем
• Освоить элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
• Правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
• Освоить понятия числовой оси.
• Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года, пониманию и правильному употреблению слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.
• Способствовать развитию навыков счета, математических и логических представлений, представлений об окружающем мире.
• Формировать умения планировать свою деятельность и развивать социально-коммуникативные навыки.
А мне хочется сказать, что как бы хорош этот метод «линейного календаря» не был, для меня лично – главное, что детям интересно, любопытно, нравится и, действительно, помогает быстрее освоить такие понятия, как «время» и «временное пространство.