Наталья Нагаева
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Методика коллаж Т. Большовой
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Публикация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками сегодня становится всё более актуальным. У многих детей 3-4 лет речь невнятная, ограничен словарный запас.
Актуальность темы мнемотехники для младших дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.
Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Использование метода мнемотехники позволяет нам педагогам повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Различают несколько видов мнемотехники :
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратав.
Мнемотаблица-это более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
И еще одним из видов мнемотехники является коллаж.
Коллаж - это обучающее пособие.
Главная задача коллажа – соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры между собой.
Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания и в последствии выполняются следующие задачи:
- Закрепление различных методов запоминания;
- Развитие фотографической памяти;
- Расширение словарного запаса, образного восприятия;
- Развитие связной речи.
Так, как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи служат дидактическим материалом в работе воспитателя по развитию связной речи.
Со второй младшей группы мы начали использовать метод коллажа. Для работы мы взяли сказку «Репка» (обратите внимание на экран). На данной картинке изображены фрагменты в хаотичной последовательности.
Этапы работы.
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать помощью воспитателя, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с помощью воспитателя с использованием всех картинок
3. Коллаж содержит картинки по ним воспитатель задает наводящие вопросы.
4. Составление, пересказ сказки с опорой на картинки.
Наша цель.
Закрепление различных методов запоминания;
развитие фотографической памяти ребенка;
расширение словарного запаса, образного восприятия;
развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Задачи работы педагога.
1. Развивать у детей умения пересказывать рассказы.
2. Развивать умения составлять описательные рассказы.
3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
4. Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить со звуками.
Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:
Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Помочь детям преодолеть робость, застенчивость.