Папки-передвижки

Методика исследования внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»

Тарина Сунчугашева
Методика исследования внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(по тесту «Рисунок семьи»)

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Материал: лист белой бумаги размером 21 X 29 см, цветные карандаши, ластик.

Публикация «Методика исследования внутрисемейных отношений по тесту „Рисунок семьи“» размещена в разделах

Проведение обследования. Ребенку дается задание: «Нарисуй свою семью». При индивидуальном обследовании время выполнения задания не более 30 мин. В протоколе следует отметить:

- последовательность рисования деталей;

- паузы более 15 с;

- стирание деталей;

- спонтанные комментарии ребенка;

- эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Для этого обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему? и т. д.

Последние два вопроса позволят ребенку открыто выразить свои чувства по отношению к близким людям. Если он не отвечает на них или высказывания носят чисто формальный характер, не следует настаивать на признании.

При беседе с ребенком необходимо выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, так как это может индуцировать тревогу, спровоцировать возникновение защитной реакции. Продуктивными могут оказаться такие вопросы, как например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет с собой?» и т. п.

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы, и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Протокол индивидуального обследования

по тесту «Рисунок семьи»

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___

Дата обследования ___

Характеристика семьи (отметить необходимое) :

1. Полная, неполная (нет отца, матери);

2. Количество детей в семье : 1 ребенок; 2 детей; многодетная семья (. детей);

3. С кем проживает в семье ребенок (перечислить) :

а) ___ д) ___

б) ___ е) ___

в) ___ ж) ___

4. Профессия родителей:

Мама: ___

Папа: ___

5. Дополнительные сведения о семье, которые, по вашему мнению, являются важными:

Сведения о поведении ребенка (отметить необходимое) :

1. Спокойный, заторможенный;

2. Чаще бывает возбужден, конфликтен;

3. Частая смена настроения и поведения.

Дополните характеристику поведения ребенка:

___

Трудности в общении (запишите, какие) :

1. Со сверстниками

___

2. С педагогами

___

Дополнительные сведения о ребенке, о которых, на ваш взгляд, невозможно не упомянуть:

___ Особенности выполнения задания:

1. Последовательность рисования деталей:

___

2. Паузы более 15 секунд

___

3. Стирание деталей ___

4. Спонтанные комментарии ребенка:

___

5. Эмоциональные реакции и их связь с изображенным содержанием

___ Обсуждение результатов деятельности:

1. Скажи, кто тут нарисован? ___

2. Где они находятся? ___

3. Что они делают? Кто это придумал?___

___

4. Им весело или скучно? Почему?

___

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

___

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

___

7. Перечисли членов твоей семьи (кто проживает вместе с ребенком).

___

8. Почему ты не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло?

___

Дополнительные вопросы:

а) на выявление позитивных чувств к членам семьи :

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

___

2. Ты строишь из конструктора дом. Тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

___

3. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

___

б) на выявление негативных чувств к членам своей семьи :

1. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

___

2. Ты имеешь. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? ___

3. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? ___

Качественная интерпретация особенностей изображения на рисунке может быть выполнена с помощью разных оценочных критериев.

В качестве одной из возможных оценок теста «Рисунок семьи» может быть использована система интерпретации, разработанная Г. Т. Хоментаускасом. В ней автор выделяет 5 симптомокомплексов:

- благоприятная семейная ситуация;

- тревожность;

- конфликтность в семье;

- чувство неполноценности в семейной ситуации;

- враждебность в семейной ситуации.

По каждому из обозначенных симптомокомплексов ставится определенное количество баллов от 0 до 3. Затем складываются все баллы по каждому из симптомокомплексов. По наибольшему числу баллов выявляются ведущие проблемы во внутрисемейных отношениях.

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомо-

комплекс № Симптом Балл

I. Благоприятная семейная ситуация 1 Общая деятельность всех членов семьи 0 или 2

2 Преобладание людей на рисунке 0 или 1

3 Изображение всех членов семьи 0 или 2

4 Отсутствие изолированных членов семьи 0 или 2

5 Отсутствие штриховки 0 или 1

6 Хорошее качество линии 0 или 1

7 Отсутствие показателей враждебности 0 или 2

8 Адекватное распределение людей на листе (адекватным считается расположение всех членов семьи рядом друг с другом, при этом они могут держать друг друга за руки) 0 или 1

9 Другие возможные признаки

II. Тревожность 1 Штриховка 0

1

с

2 Линия основания — пол 0 или 1

3 Линия над рисунком 0 или 1

4 Линия с сильным нажимом 0 или 1

5 Стирание с

1

о

6 Преувеличенное внимание к деталям 0 или 1

7 Преобладание вещей 0 или 1

8 Двойные или прерывистые линии 0 или 1

9 Подчеркивание отдельных деталей 0 или 1

10 Другие возможные признаки

III. Конфликтность

в семье 1 Барьеры между фигурами 0 или 2

2 Стирание отдельных фигур 0—2

3 Отсутствие основных частей тела у некоторых членов семьи 0 или 2

4 Выделение отдельных фигур 0 или 2

5 Изоляция отдельных фигур 0 или 2

6 Неадекватная величина отдельных фигур 0 или 2

7 Несоответствие вербального описания рисунка 0 или 1

8 Преобладание вещей 0 или 2

9 Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0 или 1

10 Член семьи, стоящий спиной 0 или 1

11 Другие возможные признаки

IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации 1 Автор рисунка непропорционально маленький 0 или 2

2 Расположение фигур на нижней части листа 0 или 2

3 Линия слабая, прерывистая 0 или 1

4 Изоляция автора от других 0 или 1

5 Маленькие фигуры 0 или 1

6 Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0 или 1

7 Отсутствие автора на рисунке 0 или 2

8 Автор стоит спиной 0 или 1

9 Другие возможные признаки

V. Враждебность в семейной ситуации 1 Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа 0 или 2

2 Агрессивная позиция фигуры 0 или 1

3 Зачеркнутая фигура 0 или 2

4 Деформированная фигура 0 или 2

5 Обратный профиль 0 или 1

6 Руки раскинуты в стороны 0 или 1

7 Пальцы длинные, подчеркнутые 0 или 1

8 Другие возможные признаки

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РИСУНКА

(по Г. Т. Хоментаускасу)

Сравнение состава нарисованной и реальной семьи

По эмпирическим данным 85% детей 6—8 лет нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава всегда заслуживает пристального внимания. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых вообще не изображены люди или изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За этим кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (особенно у детей в интернате); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Исследуя рисунок ребенка, следует обратить внимание на следующие характеристики изображения.

Уменьшение состава семьи. Не рисуя кого-либо из семьи, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунках отсут-ствуют братья и сестры, что связано с чувством конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос, почему он кого-либо не нарисовал, ребенок часто отвечает: «не хочу, чтобы он с нами жил», «он дерется». Ответ может быть защитного типа: «он пошел гулять», «не хватило места».

Иногда вместо членов семьи ребенок рисует зверюшек. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Часто таким образом он обесценивает какого-нибудь члена семьи, осуществляя против него символическую агрессию.

Если ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя, это свидетельствует об отсутствии чувства общности в семье. Отсутствие «Я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. При представлении только «Я» интерпретация зависит от контекста других характеристик рисунка. Если этому представлению свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей, декораций и т. п., то это, наряду с несформированным чувством общности, свидетельствует об эгоистичности и истеричности ребенка. Если для рисунка характерна маленькая величина, схематичность, а цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутистических тенденций.

Увеличение состава семьи, как правило, связано с неудовлетворенными психическими потребностями в семье. Так, часто в рисунок семьи включают посторонних людей единственные дети. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (соседский ребенок, двоюродный брат и т. п.). Изображение более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать дополнительно нарисованные к членам семьи животные).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые люди указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в более эмоциональных контактах. А в некоторых случаях — на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Приводится по Методическому руководству : Методика «Рисунок семьи» / Сост. Л. В. Огинец. СПб. : СПбГУ, ф-т психологии, 1992.

Расположение членов семьи

Анализ положения позволяет получить сведения об особенностях взаимоотношений в семье. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью. Для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки в жизни.

Если ребенок рисует себя вдали от семьи, это указывает на его отчужденность. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда – судить об угрозе, исходящей от него.

Группировка членов семьи помогает выделить ее микроструктуру, коалиции, конфронтации. Отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки указывают на слабость позитивных межперсональных связей.

Особенности графического представления нарисованных фигур

Особенности графического представления отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к члену семьи, о том, как ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи необходимо обратить внимание на: а) количество деталей тела – присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; б) декорирование (детали одежды и украшения) – шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы одежды, прически, украшения и т. д. ; в) количество используемых цветов для рисования фигуры.

Хорошие отношения с человеком, как правило, сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что выражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. Негативное отношение, наоборот, ведет к схематичности, незаконченности изображения. При этом пропуск существенных деталей (головы, рук, ног) может указывать на агрессию по отношению к данному лицу.

Величина изображаемых фигур является для ребенка средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, доминирование. Как правило, дети самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Некоторые дети самыми большими рисуют себя, что обычно связано с эгоцентричностью или соревнованием за родительскую любовь с другим «конкурентом». Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые чувствуют свою ненужность, незначительность, требующие заботы со стороны родителей.

Необходимо отметить, что при интерпретации величины фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения, а при оценке исходить из реального соотношения величин (например, пятилетний ребенок в среднем на 1/3 ниже своего родителя). Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе особенностей изображения следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, так как они связаны с определенными сферами активности и являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Так, руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто указывает на его агрессивные желания. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные дети. В этом случае можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Возможно также, что у него существует стремление компенсировать свою слабость желанием быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда в дополнение к «агрессивным» рукам рисуются широкие плечи и другие атрибуты силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но забывает нарисовать их себе. Если при этом он изображен непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно контролируют. Агрессивный член семьи может быть как с длинными руками, так и без рук, таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Голова – самая важная часть тела, центр «Я», локализация интеллектуальной и перцептивной деятельности. Если дети пропускают части лица (рот, глаза, это указывает на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность. Если у нарисованного члена семьи отсутствует голова или заштриховано лицо, возможно, это связано с конфликтным отношением с ним.

Выражение лиц людей также является индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный штамп, но отнюдь не означающий, что они так воспринимают окружающих. Девочки больше внимания уделяют лицу, изображают больше деталей. Концентрация на изображении лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки. Это качество в рисунках мальчиков связано с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Изображение зубов и выделение рта указывают на склонность к агрессии. Если эти элементы выделены у других, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

С возрастом у детей рисунок человека обогащается новыми деталями. Так, дети 3-5 лет в большинстве рисуют «головонога», а в 7 лет представляют уже богатую схему тела. Каждому возрасту характерно рисование определенных деталей, а их пропуск, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом. У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины – треугольной (или половые различия выражаются каким-либо другим способом). Если ребенок рисует себя так же, как и других людей этого же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в изображении двух фигур, например, отца и сына, указывают на хорошие контакты, стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним.

Анализ процесса рисования

При обследовании рисунка ребенка следует также обращать внимание и на способ изображения. Это –

последовательность рисования членов семьи;

последовательность рисования деталей;

стирание;

возвращение к уже нарисованным объектам, деталям;

паузы;

спонтанные комментарии.

Динамические характеристики рисования отображают изменения мысли, актуализацию чувств, напряжения, конфликты, осознание значимости определенных фигур и деталей. Несмотря на большой уровень неопределенности, именно этот уровень анализа часто дает наиболее эффективную информацию. Известно, что около 38% детей первой рисуют мать, 35% - себя, 17% - отца, 8% - братьев и сестер. В рисунке первым изображают наиболее значимого и эмоционально наиболее близкого человека. Приведенное частотное распределение, вероятно, обусловлено тем, что в нашей культуре мать чаще всего является ядром семьи, уделяет больше внимания ребенку. То, что дети первыми рисуют себя, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда первым рисуется не мать, а другой член семьи. Чаще всего — это наиболее значимое для ребенка лицо, человек, к которому он больше всех привязан.

Последовательность рисования более достоверно интерпретируется в контексте анализа особенностей изображения. Если первая нарисованная фигура является самой большой, но изображена схематично, это указывает на силу и доминирование этой фигуры в семье при отсутствии положительных чувств ребенка к ней. Однако если первая фигура нарисована тщательно и декорирована, то это — любимый член семьи, на кого ребенок хочет быть похожим.

В случае, если ребенок рисует вначале не людей, а различные объекты (линию основания, мебель, солнце, то это является своеобразной защитой: ребенок как бы отодвигает выполнение неприятного задания. Причиной может быть не только неблагоприятная семейная ситуация, но и плохой контакт с психологом.

Возвращение к рисованию нарисованного соответствует движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием деталей и людей связаны с конфликтным отношением к ним и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ли ему что-то, связанное с негативными эмоциями, или нет.

Стирание нарисованного может быть связано как с негативными, так и с позитивными эмоциями. Решающее значение конечный результат рисования. Если перерисовка не привела к лучшему графическому изображению, значит, этот момент обусловлен негативными эмоциями.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого. При этом надо иметь также в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Публикации по теме:

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Сценарий тренировочного занятия с дошкольниками по подготовке к исследовательской практике «Исследования «Сахар» Воспитатель показывает изображение сахара, спрашивает у детей: «Что бы вы хотели узнать о сахаре?» Дети задают вопросы: - Для чего людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика исследования внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 07:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика исследования внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Тарина Сунчугашева (УИ 1199952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД