Светлана Бадмаева
Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Психолого-педагогические основы формирования опыта лепки у детей дошкольного возраста
Один из самых увлекательных и интересных видов детской изобрази-тельной деятельности – это лепка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Изобразительная дает возможность даже самому маленькому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Изобразительная деятельность комплексно воздействует на развитие ребенка: способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз. Также, как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству.
Публикация «Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
Как считает Н. П. Сакулина, занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, лов-кость рук. (Сакулина, 1982)
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
Лепка дает возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Изобразительная деятельность самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация.
Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.
В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный.
Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.
Каждый ребенок от рождения наделен творческим потенциалом, для дошкольников характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Е. А. Флерина отметила, что ничто не вводит нас так в духовную жизнь, в творческие задачи и перспективы, открытые перед человеком, как эстетические переживания.
Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Как подчеркивала Е. А. Флерина – художественная деятельность это, прежде всего развитие эстетического творчества; каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических ценностей.
Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика образовательной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Для успешного развития у дошкольников способности к лепке необходимо, чтобы педагог при подготовке к образовательной деятельности учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их работах. В процессе изобразительной деятельности закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни» .
Т. С. Комарова, А. И. Савенков подчеркивают, что в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, дети обращаются друг к другу за советом, помощью, стремятся помочь друг другу. Что говорит о том, что в процессе художественной деятельности у дошкольников воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи.
Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте. Например, знакомясь с трудом пекаря, ребята лепят хлебобулочные изделия.
Таким образом, благодаря такому виду творческой деятельности как лепка у ребенка формируется образное мышление, развивается память, зри-тельное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки детей к обучению в школе. На занятиях по лепке формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Также неоспорима роль лепки в развитии у ребенка чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объемными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определенные детали, осмысливают основные качества объектов. Созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Занимаясь творчеством, дети обучаются работе с различными материалами, узнают их специфику, а также развивают образное мышление, овладевают элементарными навыками обучения. Знакомясь с произведениями искусства, ребенок приобщается к культурной традиции своего народа и других стран.
1.2. Методика формирования опыта лепки у детей 5-6 лет в процессе кружковых занятий по тестопластике
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Другими словами, так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.
Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красоту в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы, и задача воспитателя – помочь каждому ребенку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству» – писала Н. А. Ветлугина.
Изобразительная деятельность детей 5-6 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно.
Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.
Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе : необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.
Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.
По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластических материалов.
Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, теста и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п.
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Как считает Н. П. Сакулина – занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев, лов-кость рук.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребе-нок может создать свой собственный маленький пластичный мир. Лепка влияет на всесторонне развитие ребенка.
Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно – прикладного творчества, как лепка из соленого теста.
Это подтверждается тем, что работа по лепке из соленого теста в со-временных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию детей в целом.
Техника лепки из теста имеет большое значение для развития старших дошкольников, так как она способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления, привитию ручных умений, необходимых для успешного обучения в школе. Дети с удовольствием лепят из теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания. Во время работы начинается «полет творчества». При изготовлении декоративных изделий используем бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.
Детям в кружковой работе особенно интересно заняться чем-нибудь интересным. Соленое тесто – приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия. Так же тестопластика дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Образовательная деятельность лепкой именно из теста рекомендована детям по многим соображениям. Соленое тесто вполне безвредный материал, легко отмывающийся и не оставляющий следов. Оно не липнет к рукам и хорошо сохнет на воздухе. Готовое изделие не теряет форму, и играть с ним безопасно.
Занятия лепкой из теста помогут решить ряд задач:
приобщить детей к народному искусству;
реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
воспитать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным под-чинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Процесс лепки из соленого теста включает в себя пять этапов:
1. Приготовление соленого теста
2. Собственно творческая работа с тестом - лепка.
3. Высыхание или сушка работы. (тесто высохнет самостоятельно в теп-лом и сухом месте в течение одной недели).
4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5-6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Методы формирования опыта лепки :
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (по методу Н. П. Сакулиной «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса и т. д.
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части. Нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить.
Готовое изделие из соленого теста можно сохранить на длительное время. Вариантов существует много.
Поделки можно сушить, просто поставив на батарею или в другое теплое место под солнечные лучи. Однако времени для просушки понадобится много и не будет эффекта золотистости. А потому лучше всего использовать духовку, которую разогревают постепенно, доводя до 80 градусов.
Окрашивать работы можно как после изготовления (для этого понадобится акварель, гуашь либо акриловые краски, а так же можно окрасить тесто в процессе его замешивания, добавив в него пищевые красители. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое - цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Освоение любого процесса ведется от простого к сложному. Существует несколько приемов, которые используются в процессе лепки :
надавливание руками на кусок теста (разминание);
Похлопывание теста ладонью с вытянутыми пальцами (шлепанье);
Отделение от общей массы маленьких порций теста с помощью боль-шого и указательного пальцев (отщипывание);
Сжатие куска теста пальцами для придания ему плоской формы (сплющивание).
Так же в процессе работы с соленым тестом используют следующие способы:
конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе);
скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру;
комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки;
модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей;
лепка на форме – использование готовых форм под основу.
В своей работе педагог использует следующие методы обучения.
1. Словесный метод :
• беседа, рассказ;
• объяснение, пояснение;
• вопросы;
• словесная инструкция;
2. Наглядный метод :
• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
• показ выполнения работы (частичный, полностью);
• работа по технологическим картам.
Индивидуальные и коллективные формы лепки могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов ставит перед детьми определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений. Иногда педагог может направлять замысел детей, например, предложить вылепить любой персонаж из сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», передать любой эпизод из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка» и т. д.
Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц.
Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях.
В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. При обучении детей предметной или сюжетной лепке можно использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.
Можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Рассказать о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры.
Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как продумывается и организуется процесс занятий. Каждый ребенок может сам взять себе то количество теста, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске.
Таким образом, если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Применение тестопластики незаменимо для формирования опыта лепки у детей старшего дошкольного возраста. Тестопластика представляет ребенку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.