Получи документы

Методика формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Миляуша Хисамова
Методика формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное воспитание детей во все времена было актуальной задачей как общества, так и государства в целом. Именно от того, как прививали ребенку нравственность в детстве, зависит его будущее поведение.

Следует отметить, что наиболее благоприятным возрастом для формирования нравственного воспитания является старший дошкольный возраст. Его можно охарактеризовать, как период освоения норм морали, в этом возрасте формируются нравственные привычки, чувства и межличностные отношения. Старший дошкольный возраст по праву можно назвать основным этапом в развитии механизмов поведения личности. Здесь формируются основные принципы деятельности, происходит становление личности ребенка в целом.

Публикация «Методика формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Объясняется это значительными изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии детей данного возраста. К тому же, уровень нравственной воспитанности ребенка уже можно проследить на первых этапах.

Итак, рассматривая формирование нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста, отметим, что понятие «нравственное воспитание» очень разносторонне. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системнообразующий признак – нравственное воспитание.

Важно отметить, что нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации жизни детей дошкольного возраста : деятельности, отношений, общения, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Так в старшем дошкольном возрасте, ребенок усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, учится контактировать и взаимодействовать с людьми в совместной деятельности, что является предпосылкой в дальнейшем успешно сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения.

По мнению О. С. Богдановой, доминантой психолого-педагогического развития личности старшего дошкольника является формирование нравственных понятий [Богданова, 2004, с. 100].

Исследователи предлагают следующее педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [Болотина, 2014, с. 149].

Нравственное формирование личности ребенка происходит на протяжении всего его существования. Большое значение имеет для ребенка окружающий его мир, потому как на пути нравственного развития главным примером подражания выступают взрослые люди. Через пример поведения взрослых, закладываются основные нравственные понятия и преждставления у детей старшего дошкольного возраста.

Как показывает практика, что мощным потенциалом обладает семейное воспитание по формированию нравственных понятий. При этом в нравственном воспитании используются различные приёмы и методы формирования нравственных представлений, чтобы помочь ребенку легче усваивать эти нормы, нужно сделать их общественно ценными.

Нравственными представлениями, формируемыми в дошкольный период, называют: представления об общественной жизни; о коллективном характере; о труде людей; о патриотизме и гражданственности; о нормах поведения в коллективе сверстников (для чего нужно делится игрушками, как нужно договариваться друг с другом, зачем заботиться о младших и т. д.); об уважительном отношении к старшим.

В старшем дошкольном возрасте сформированность нравственных понятий становится более прочной, если развитие происходит на основе осмысления отношения детей к нравственному содержанию поступков.

Поэтому методика формирования нравственных представлений включает не только моральные наставления, но и поэтапное формирование понятия нравственности.

Для того чтобы сформировать у детей поведенческие навыки необходимо помнить, что такие отстраненные лозунги как «Нельзя!», «Так не делают!», «На кого ты похож!», вызывают негативные реакции у ребёнка, следует говорить что-то позитивное. При формировании поведенческих навыков необходимо помнить о том, что ребёнок стремиться получать положительные оценки, поощрение и одобрение значимого взрослого (мамы, папы, педагога и др.).

Изначально ребёнок совершает какие-то действия (оказывает помощь сверстнику или младшему воспитателю, убирает игрушки, красиво и аккуратно складывает свои вещи, накрывает стол и пр.) по требованию, просьбе или предложению воспитателя, но в последующем ребёнок начинает делать это инициативно, по собственному желанию, но необходимо вести систематически работу в данном направлении.

В данном случае педагогу на помощь приходит книга, которая, погружая дошкольника в выдуманный автором мир, обучает его нормам поведения, допустимым и недопустимым поступкам. В ней рассказывается о детях, над поступками которых ребенок задумывается, потому как дети дошкольного возраста воспринимают художественный текст в буквальном смысле и к сказочным персонажам относятся как к реальным людям.

На подобного рода занятиях очень важна заинтересованность детей, потому как если художественный текст вызывает у детей интерес и привлекает их, то дети будут принимать активное участие в занятии и проявлять сообразительность. В таком случае большинство детей могут высказаться, заявить о своей позиции.

Воспитание детей происходит и через учебный труд на занятиях. Воспитывающее значение имеет в первую очередь идейное программное содержание занятий: содержание книг, бесед, экскурсий, картин, по которым проводятся беседы и рассказывание, темы для рисования, лепки.

Сам процесс обучения на занятиях предоставляет возможность развить у детей умение слушать взрослых и выполнять их указания, приучить к организованности, сдержанности, умению выполнять то, что необходимо и полезно, а не только то, что им хочется.

Огромное воспитывающее значение имеет режим детской жизни. Приучая ребенка выполнять его, активно участвовать в поддержании порядка за столом, в умывальной и спальной комнатах, педагог воспитывает организованное поведение, привычку к труду, к взаимопомощи, способность исполнять простые обязанности и другие режимные моменты неоднократно повторяющиеся, и это дает возможность укрепить у детей полезные привычки.

Игра также имеет весьма большую роль для усвоения моральных норм. В игре дети берут на себя роль взрослых людей, разыгрывают «взрослое содержание жизни» и, таким образом в воображаемом плане, подчиняясь правилам роли, усваивают и типичные формы поведения взрослых людей, и их взаимоотношения, и те требования, которым они руководствуются.

Таким образом, формируются у детей представления о том, что можно делать, а чего нельзя, что такое добро и что такое зло, что хорошо и что плохо, как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам.

Воспитание поведения облегчается правилами, в которых педагог формулирует свои постоянные требования к детям:

«Когда приходишь в детский сад, поздоровайся с взрослыми и товарищами», «Поиграл – убери игрушки на место», «В спальню надо заходить тихо», «Не мешай товарищам» и др. Правила являются одним из средств воспитания поведения ребенка, помогают знакомить детей с тем, что нужно делать и как себя вести, что запрещается.

А когда ребенок понимает, что от него требуется, он легче усваивает эти требования. Правила дают возможность взрослым согласовать свои требования к детям и тем достичь единства в воспитательном воздействии на ребенка.

Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы детей старшего дошкольного возраста, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием своего навыка. Дети бессознательно, подражают взрослым и их поведению. Они стремятся работать так же ловко, аккуратно, как воспитательница.

Наблюдая неустанный труд матери, руки которой всегда заняты, ребенок и сам тянется к работе: хочет стирать, шить, вытирать пыль, как это делает мама. Это стремление в подражании нужно применять для того, чтобы осуществить игры ребят и их простую трудовую деятельность.

С целью развития сознательного отношения ребенка к окружающему, для того чтобы он стремился подражать хорошему и избегать плохого, необходимо дать ему представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Для того, чтобы малыш легко и ненавязчиво учился жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе, необходим положительный пример родителей. В действительности, в первую очередь ребенок начинает усваивать моральные и этические нормы через подражание.

Так как ребенок еще не обладает нравственной избирательностью и с одинаковой вероятностью подражает хорошим и плохим образцам поведения, взрослым необходимо объяснять ему, что значит поступать хорошо и что – плохо, что можно делать, а что нельзя.

Через какое-то время ребенок переходит от чисто наружного подражания к выходу в свет внутренней необходимости соблюдения моральных общепризнанных мерок – когда у него скапливается личный практический навык следования данным общепризнанным меркам.

В практике воспитания нередко встречаются истории, когда при обучении детей нравственным понятиям, преподаватели не полагаются на личный жизненный опыт. Это приводит к разрыву между моральными познаниями и моральным поведением.

Поэтому важной задачей воспитателя является выделение в окружающей жизни доступных детям и ценны в воспитательном отношении сторон, привлечение к ним внимания детей посредством объяснения и рассказа через осмысление ими данных понятий.

Наблюдение за жизнью взрослого оказывает положительное влияние на поведение и воспитание моральных качеству у детей. Взрослый способен продемонстрировать ребёнку организованность, взаимопомощь с другими людьми, преданность и ответственное отношение к своей деятельности, доступные социальные события и явления.

В момент, когда ребенок знакомится с окружающим его миром и жизнью в целом, педагогу необходимо объяснять все увиденное, помогать правильно истолковывать. Воспитатель на данном этапе является несомненным авторитетом для детей, его слова помогают им разобраться с окружающими предметами и явлениями, слова педагога помогают дополнить и уточнить услышанное или увиденное. Под воздействием педагога ребенок может исправить поступок или загладить свою вину.

Те замечания, которые делает взрослый, все, на что он указывает детям, то, как он оценивает поступки детей – именно из этих фактов складывается побуждение детей к организованности, понимании хорошего и плохого поведения. Воспитатель поощряет хорошие поступки, а за плохие осуждает и наказывает. Также воспитатель может дать конкретную объективную оценку того, как ребенок относится к вещам, игрушкам, его сверстников.

Объективность воспитателя здесь очень важна. Его указания, оценка поступков детей должны опираться на конкретные проверенные факты. При этом эти факты должны быть доступны и понятны воспитанникам. Лучше, если они будут из окружающей его жизни. Слово педагога должно быть обосновано на его персональном опыте. При соблюдении всех этих пунктов дети будут прислушиваться к педагогу, будут действовать согласно его рекомендациям, когда они попадут в непривычные для себя условия.

Особое значение в формирование нравственных понятий представляет чтение книг, в которых заложен нравственный смысл. Именно книги, в первую очередь, помогают формировать нравственные понятия. После прочтения книги для углубления воспитательного воздействия на ребенка после прочитанной книги необходимо провести беседу.

Подобные беседы предоставляют педагогу возможность уточнить, насколько правильно дети понимают содержание книги и верно ли они воспринимают прочитанный материал. Для того чтобы воздействие было более глубоким детям предлагается прочесть такие книги, которые связаны с опытом и переживаниям детей. В подобных случаях художественные образы ассоциируются с детским восприятием жизни, воспитательная ценность книги увеличивается.

Экскурсии-наблюдения необходимы для того, чтобы познакомиться с миром природы и этические беседы, связанные с особенностями и событиями детской жизни и также беседы после прочтения художественной литературы проводятся для воспитания моральных качеств у детей.

Подобные занятия предоставляют педагогу возможность постепенно воздействовать на всех детей в группе, а именно: формировать у детей нравственные понятия.

Таким образом, отсюда следует, что формирование нравственных понятий – это сложный и многогранный процесс, требующей от педагога наличия собственного морального значимого поведения и опыта. Процесс формирования нравственных понятий происходит в соответствии с возрастными характеристиками и индивидуальным уровням сформированности нравственности у ребенка. Поэтому важно провести исследования сформированности нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 19:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Миляуша Хисамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД