Елена Хабибулина
Методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача математического развития детей в младшей группе — ознакомление их с множеством. Содержание знаний о множестве включает:
-понимание того, что несколько предметов, игрушек,
находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы — словом один;
- понимание вопроса сколько, выражений столькосколько, поровну, по одному, больше—меньше;
-умение составлять группу из отдельных предметов (один,
еще один, еще один — это много, разложить группу на
отдельные предметы;
Публикация «Методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах» размещена в разделах
-знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков, и наоборот, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).
Методическими приемами формирования представлений о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами.
Главная задача в средней группе — научить детей считать в пределах пяти на основе сравнения конкретных множеств. дети учатся пересчитывать элементы множества в пределах пяти; отсчитывать меньшее количество элементов множества от большего по заданному числу. Значительное внимание уделяется сравнению множеств и соответствующих им смежных чисел (три и четыре; четыре и пять).
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать — основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счете, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счета (слева—направо или справа—налево). В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или другим признакам
(цвету, форме, размеру, сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). В этой группе воспитатель сам широко и часто использует термины множество, элементы множества, подмножество.
В работе с детьми седьмого года жизни важное значение. Они учатся считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, количественными и порядковыми числительными, группами по два-три предмета, называя общее количество предметов. Важное место в этой группе занимает счет с участием разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного). Основное внимание уделяется созданию множеств по названному числу. Детям седьмого года жизни доступны сложные задания, состоящие из нескольких конкретных заданий. Например, воспитатель предлагает послушать, сколько раз он ударит молоточком, а дети находят среди числовых фигур такую карточку, на которой столько же кружочков или на один больше (меньше, чем количество воспринятых звуков. В подготовительной к школе группе важно подвести детей к обобщению, что считать можно, начиная с любого предмета, в любом направлении, основное — не пропустить ни одного элемента и не посчитать один элемент дважды.