Наталья Сметнева
Методика активизации учебно-профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация учебно-профессиональной деятельности обучающихся – это целеустремленная профессиональная деятельность преподавателя, направленная на создание таких психолого-педагогических условий, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающихся в формировании собственной системы профессиональных компетенций.
Методы активизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся условно можно разделить на педагогические, психологические и психофизиологические.
Публикация «Методика активизации учебно-профессиональной деятельности» размещена в разделах
К педагогическим методам активизации учебно-профессиональной деятельности можно отнести совершенствование содержания учебного материала и совершенствование методов обучения.
Совершенствование содержания учебного материала предполагает:
• рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой, дополнительной и второстепенной информации;
• выделение основной и дополнительной литературы;
• перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучающихся более активно;
• концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
• рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
• обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
• экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
• широкого использования коллективных форм учебно-познавательной деятельности;
• выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управлением коллективной учебной деятельностью обучающихся;
• применения различных форм и элементов проблемного обучения;
• совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучающихся;
• индивидуализации обучения при работе в учебной группе и учета личностных характеристик обучающихся;
• стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучающихся в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
• знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
• применения современных аудиовизуальных средств, а при необходимости – информационных средств обучения.
К основным психологическим стратегиям активизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся относятся: стратегия формирования мотивации к обучению; стратегия интериоризации и экстериоризации знаний обучающихся; стратегия проблематизации, рефлексии и осознания знаний обучающимися.
Среди методов психофизиологической активизации деятельности обучающихся в профессиональной школе можно выделить: организацию сбалансированного питания; обучение на основе положительных эмоций; гидротерапию и так далее.