Ольга Куликова
Нетрадиционные виды самостоятельных работ на уроках музыкальной литературы в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сообщение
Нетрадиционные виды самостоятельных работ на уроках музыкальной литературы
О. Л. Куликова, преподаватель МБУДО «ДШИ им. В. Н. Городовской»
Каждое новое поколение осваивает опыт предыдущего в процессе активной самостоятельной деятельности. Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20 % того, что они слышат, 50 % того, что они видят, и 90 % того, что они делают.
Публикация «Нетрадиционные виды самостоятельных работ на уроках музыкальной литературы в ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Литература. Уроки литературы
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Поэтому одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у учащихся приемов активной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Именно самостоятельность, являясь интегральным показателем развития ребенка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял серьёзное внимание идее развития самостоятельности у учащихся в обучении. В его системе обучения и воспитания рекомендуется умело организовывать опыт самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельность будет развиваться более успешно, если учащиеся овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы. Самостоятельная работа как активный метод обучения побуждает умственную самостоятельность, дисциплинирует мысль, рождает у учащихся веру в себя, в свои силы и возможности.
Различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, Е. А. Зимняя, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, П. И. Пидкасистым, А. В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие – через систему приемов учения, третьи считают деятельностью, протекающей без непосредственного участия учителя.
На наш взгляд, наиболее полное определение самостоятельной работы дается В. И. Андреевым. Он считает самостоятельную работу формой организации учебной деятельности учащихся, осуществляемой под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [1, 265].
Итак, понимая сущность и значение самостоятельной работы, определим их место на уроках музыкальной литературы на хореографическом отделении в школе искусств.
Этот предмет в соответствии с федеральными государственными требованиями является обязательным при реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусств «Хореографическое творчество»
За период обучения учащиеся должны приобрести:
- знания об основных периодах развития музыкальной культуры, направлениях, стилях, жанрах; о творческих биографиях выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- умения ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей, жанров; характеризовать их образное содержание;
- навыки по восприятию произведений, умению выражать к ним свое отношение.
Данные требования к результатам освоения программы учебного предмета обуславливают содержание проводимых уроков. Одни из них ставят целью знакомство с жизнью того или иного композитора, историческими особенностями эпохи, к которой он жил. Другие связаны с анализом творческого стиля композиторов на пример ярких и значимых музыкальных произведений. Третьи уроки обобщают знания, умения и навыки по теме, разделу.
В свою очередь содержание занятий диктует выбор и видов используемых самостоятельных работ.
Хотелось бы отметить, что предмет «Музыкальная литература» более чем любые другие призван воспитать у учащихся любовь к музыке, расширить кругозор, развить потребность в самостоятельном общении с произведениями высокохудожественного классического репертуара. Поэтому мы стараемся уйти от традиционных самостоятельных работ, отдавая предпочтение более свободным и творческим нетрадиционным формам.
Итак, мы условно выделяем три группы самостоятельных работ.
В первой – самостоятельная работа является формой организации деятельности по изучению биографии, творческого пути композиторов-классиков. Задача таких самостоятельных работ – приобретение новых знаний либо овладение умением приобретать новые знания самостоятельно, закрепление и уточнение полученных знаний.
Приведем примеры самостоятельных работ, решающих данные задачи.
«Ответы на вопросы». Традиционный, но действенный вид самостоятельной работы. После прослушивая лекции преподавателя, просмотра видеоматериала, презентации о биографии композитора, учащимся предлагается ответить на вопросы.
Данное задание, объявленное перед слушанием или просмотром, является эффективным способом организации процесса восприятия нового материала.
«Составление кластера». Усвоению услышанной или уведенной информации может также способствовать составление кластера. Этот достаточно новая эффективная форма освоения нового материла, способная активизировать самостоятельную познавательную активность учащегося. Напомним, что кластер – особая графическая организация материала, позволяющая сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему или при систематизации и структурировании уже имеющихся знаний. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
К примеру, в центре листа учащиеся пишут ключевое слово (фамилию композитора, название музыкальной эпохи, музыкального произведения, которые является «сердцем» идеи, темы). Вокруг записывают слова или предложения, выражающие факты, образы, связанные с темой и соединенные линиями с ключевым словом.
Нацеливая ребят на составление кластера, нужно убеждать их не бояться записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции, постараться построить как можно больше связок.
Например, составляя кластер по теме «Ф. Шопен. Биография», учащимися были найдены очень интересные определения, описывающие личность гениального композитора, места, факты, люди, с которыми был знаком композитор, названы произведения разнообразных жанров: польский Моцарт, душа фортепиано, полторы октавы, патриот, Лист, Гейне, Ж. Санд – ядовитая лиана и т. д.
«Работа с текстом». Целый ряд самостоятельных связан с работой с текстом, содержащим сведения о жизненном и творческом пути композитора.
Например, учащиеся по очереди (по абзацу) читают биографию композитора. После прочтения придумывают абзацу заголовок. Либо после прочтения составляют вопросы по данному абзацу, задавая их друг другу.
Интерактивным вариантом данной самостоятельной работы может являться игра:
«Все дело в шляпе». Суть игры заключается в том, что в шляпу помещаются визитки фамилиями и именами учеников. Чью визитку вытаскивают первой, тот задает вопрос. Затем вытаскивается визитка ученика, который должен на вопрос ответить. Не нужно напоминать, что умение задавать вопросы является таким же ценным качеством, как и давать ответы.
«Хронологическая таблица». Формой работы с биографическими сведениями является составление хронологической таблицы, содержащей даты жизни композитора.
Разнообразить данный вид самостоятельной работы можно с помощью задания, когда дается готовая таблица, но с ошибками, которые необходимо исправить.
«Тесты». Закрепляя знания о композиторах, полученные ранее, работаем с тестами.
Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т. е. список вопросов делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку «зачёт» по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, ее выполнение соответствует получению хорошей или отличной оценки.
«Цифровой диктант». Это метод является подвидом тестовой работы. Он позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание биографии композитора. Формулируется факт из жизни композитора и предлагается выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру: Да – 1, Нет – 0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа.
Например, после изучения темы «Ф. Шопен. Биография» учащимся предлагаются утверждения, на которые надо ответить «да» или «нет»:
1. Годы жизни: 1810-1849.
3. Любовь к музыке была привита отцом.
4. В детстве сравнивали с Моцартом
5. Первое произведение написал в 6лет
6. Обучался: в Высшая школа философии
7. Навсегда покинул Польшу: в 25 лет и т. д.
Цифровой диктант в итоге выглядит как цепочка цифр 101000…
Учащиеся могут проверить себя сами, либо осуществить взаимоконтроль в парах. Полученные баллы за правильные ответы можно перевести в оценку.
«Логические цепочки». Ученики должны совершить логический переход от одного понятия к другому в несколько слов, словосочетаний.
Например, тема "Р. Шуман – великий немецкий композитор" – 5 класс. Нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от фамилии композитора «Шуман» к словосочетанию «детский приют». (Шуман – гастроли – Россия – Петербург – детский приют).
Самостоятельные второй группы являются формой организации работы, включающей знакомство и активное восприятие музыкальных произведений различных направлений и стилей, жанров, входящих в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Задача таких работ – формирование навыков по восприятию музыкальных произведений, выработка умения характеризовать образное содержание музыкальных произведений, умения выражать к ним свое отношение, применять ранее полученные знания в решении практических задач творческого характера.
Приведем примеры самостоятельных работ, решающих данные задачи.
«Синквейн». Происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Форма синквейна развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема (название произведения или имя композитора);
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме (произведению, композитору, мысли автора по поводу нарисованного музыкой художественного образа ;
5 строка – одно слово, существительное, ассоциативно связанное с темой на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
С большим интересом и желанием учащиеся составляют синквейны, пробуя свои творческие силы, не копируя высказывания товарищей.
Например, синквейн по произведению А. Вивальди.
1. А. Вивальди Концерт «Времена года. Весна»
2. Нежная, мечтательная.
3. Пробуждает, вселяет надежду, пленяет.
4. Мне эта музыка понравилась своим безмятежным настроением.
5. Романтика!
«Образные цепочки». Для обогащения словаря эмоциональных терминов группе учащихся предлагается поочередно (как бы нанизывая слова-бусы на цепочку) подбирать синонимы, характеризующие образ музыкального произведения.
Например, звучит номер «Танец рыцарей». Составляется цепочка:
Жесткая – страшная, злая, грубая, сердитая, недовольная, темная, беспощадная.
Вариантом задания является «Аукцион синонимов». Задачей учащихся на отведенное время записать как можно больше эмоциональных терминов.
«Ассоциативный ряд». Ученики друг за другом называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению.
На уроке по теме «Музыкальный образ в вальсе-фантазии М. Глинки» к слову «Вальс» были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, женская судьба, Пушкин, «Метель» и т. д.
«Мозговая атака». Этот работа развивает умение мыслить, находить нестандартные решения учебных и творческих задач. В 6 классе по теме «П. И. Чайковский. Времена года» преподаватель демонстрирует название всех частей фортепианного цикла, предлагает выбрать название прозвучавшей части и подобрать стихотворную цитату из всех, что использовал композитор.
«Да/Нет». Преподаватель загадывает какой-то музыкальный термин, к примеру, жанр музыки, а учащиеся пытаются разгадать его, задавая учителю вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да и нет». Игра учит правильно формулировать вопросы, дает им оценку (какие из них ведут к разгадке). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их самих просить быть в роли ведущего.
Например, подводим учащихся к знакомству с произведением Рахманинова «Вокализ» через эту игру. И учащиеся выстраивают вопросы, сужая круг поиска, выходя на термин «вокализ», изучаемый ими годом раньше на предмете «Слушание музыки».
Самостоятельные работы третьей группы направлены на закрепление и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нескольких тем, разделов. Они могут подводить итог, связанный как с изучением жизненного пути и творчества либо отдельного композитора (например, «С. С. Прокофьев – композитор-новатор») либо плеяды музыкальных авторов (например, «Композиторы Могучей кучки»).
Примеры самостоятельных работ обобщающего характера.
«Викторины». Викторины могут быть как музыкальные – «Угадай мелодию», связанные с определением на слух фрагментов музыкальных произведений, так и музыкально-познавательные, рассчитанные не только на музыкальную память, но и музыкальный и общекультурный кругозор учащихся.
Пример вопросов викторины «Композиторы могучей кучки»
Какая из этих опер написана на сюжет произведения А. С. Пушкина? («Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов»).
Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?
Кто из композиторов «Могучей кучки» учился в морском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз»?
Вопросы викторины могут носить игровой, поисковый характер.
Например, задание викторины: «Верны или неверны утверждения».
При повторении раздела «С. С. Прокофьев. С. В. Рахманинов. Одна эпоха – разные судьбы» в итоговую викторину входят цитаты высказываний великих композиторов с заданием ответить на вопрос «Правильно ли указано авторство высказываний?»
– Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. (С. С. Прокофьев).
– Ах, отчего я бросил мои рассказы! Ноя вернусь к ним. Честное слово, у меня большая любовь к писанию, но композиторство заело. (С. В. Рахманинов).
Или задание: «Найди пару»
Задание на знание названий и принадлежности пройденных музыкальных произведений (соединить стрелками нужные пары):
• Ф. Шуберт • Аве Мария
• Р. Шуман • Вечерняя серенада
• Р. Шуман • Отзвуки театра
• Ф. Шуберт • Дед Мороз
Или задание: «Заколдованное имя (произведение)». Преподаватель дает характеристику композитора, описание его произведения, говоря о нем замысловато, причудливо, иносказательно. Задание для учащихся: "расколдовать" слово, определить, о каком композиторе (произведении) идет речь.
Формой обобщающих самостоятельных работ могут быть творчески задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется не стандартный поиск знаний.
Например, после изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения об истории возникновения музыкальных инструментов, об интересных фактах жизни композитора, найти и прочитать стихи о композиторе и его произведении, подготовить рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях.
При прохождении раздела «Направления музыки XX века» учащиеся охотно выполняют задания, связанные с подбором музыкальных примеров музыки современных направлений. Если направление предполагает танцевальную составляющую, подготавливают перечень характерных хореографических движений, элементов танцевальных костюмов для танцовщиков и танцовщиц, по возможности, выполняют эскизы костюмов.
Обобщением тем может стать творческая работа «Составь кроссворд», когда преподаватель предлагает составить кроссворд, включающий факты жизни, названия произведений пройденного автора. Заранее обговаривается, какое количество слов должно быть в кроссворде, чтобы соответствовать тому или иному полученному баллу. На последующих занятиях учащиеся могут отгадывать кроссворды, составленные другими.
Творческие задания вызывают большой интерес у учащихся, предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.
Предложенный перечень видов самостоятельных работ не является закрытым.
Год от года приход новых учеников, изменения условий преподавания и перенос части уроков в электронный, в том числе, дистанционный формат, заставляют преподавателя по-новому взглянуть на возможности самостоятельной познавательной деятельности.
Ведь эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд задач: учат подрастающее поколение самостоятельно творчески решать учебные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 —М-Л. : Издательство АПН РСФСР, 1948