Наталья Бабинцева
Методическое пособие к кружку «Хатха-Йога» для педагогов дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие к кружку для педагогов дополнительного образования
«Йога – подарок древности, возможно
даже внеземных цивилизаций, и
если мы не воспользуемся дошедшими через тысячелетия
знаниями, значит потеряем один из шансов на выживание»
Ромен Роллан
Актуальность занятий хатха – йоги с дошкольниками:
Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.
Публикация «Методическое пособие к кружку „Хатха-Йога“ для педагогов дополнительного образования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Йога для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В последнее время наблюдается ухудшение здоровья и физического развития детей. По этому основной задачей в образовательной области «Физическое развитие», является поиск и внедрение высокоэффективных здоровьесберегающих технологий и средств в комплексе воздействия на укрепление здоровья, физическое развитие, мотивационно – эмоциональную сферу, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к двигательной активности. Одна из таких здоровьесберегающих технологий – это хатха – йога.
В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги.
Новизна:
В последнее время доказано, что Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Дети - это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.
Детский вариант йоги необходимо разрабатывать с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей :
-овладение опытом организации предлагаемой методикой ;
- основа для проведения кружка дошкольников от 4-х лет до 7 лет;
- может способствовать повышению мотивации воспитанников.
Занятия с дошкольниками Хатха-Йоги состоит из трех ступеней:
Первая ступень – возраст от 4-х до 5-ти лет – и «Маленькие йоги»;
Вторая ступень – возраст от 5-т до 6-и лет – «Веселая йога;
Третья ступень – возраст от 6-и до 7- лет – «Хатха-йога».
Итак, первая ступень. Здесь надо помнить, что с детьми средней группы следует избегать повторяющихся неизменных форм проведений занятий кружка «Маленькие йоги». Надо помнить, что у детей этого возраста необходимо создавать радостное, бодрое настроение. В начале учебного года методика обучения такая же, как и в младшей группе. Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим изменяется характер некоторых методов и приемов. Перед разучиванием какой-либо статической позы, инструктор называет ее, затем показывает, как правильно выполнять. Иногда в качестве поощрения статическую позу показывает ребенок. Требования к показу статической позы к концу учебного года усложняется. В средней группе начинают формировать аналитическое восприятие техники выполнения асан. Поэтому при обучении новому упражнения хатха-йоги показ должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильное двигательные представления, воспитывает чувство красоты статической асаны. По окончании выполнения асаны, инструктор дает оценку (краткую и положительную).
Продолжительность занятий по йоге для детей от 4-х до 5-и лет составляет 20 минут и проводится 1 раз в неделю. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия (3-5 минут)
Вариации ходьбы, бега по кругу или подвижная игра, или ритмическая гимнастика, дыхательное упражнение и обязательно самомассаж.
Задача – подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки – обязательно отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть занятия (10 – 15 минут)
1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученного.
В этой части в форме сказочных путешествий и сюжетно-ролевой игры используется 4-5 основных осанн, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; проводятся статические асаны и динамические.
2. Дыхательные упражнения. (упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета)
3. Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, игровая гимнастика.
Выполняется в конце основной части или паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.
Заключительная часть (3-4 минуты)
1. Релаксационная гимнастика. Задачи: научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, с шумом моря, журчанием ручья, пением птиц, либо спокойных сказок и рассказов.
2. Игра. Задачи: постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.
Ключевым моментом в занятиях является сюжетно-ролевая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации.
Необходимо учитывать собенности физического воспитания и развития детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Возрастные особенности
*Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики
*Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание.
* Начинает развиваться образное мышление
*Продолжает развиваться воображение
*Увеличивается стойкость внимания
*Речь становится предметом активности детей
* Выделяются лидеры
*после четырех лет достигается максимальная острота зрения
* головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека.
* в этом возрасте интенсивно идет процесс развития извилин и бороздок головного мозга
* однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие и эмоциональную сферу, тогда как левое полушарие - главное в формировании логического мышления и речи, еще не сформированы, поэтому дети 4-5 лет находятся во власти эмоций, у них преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом.
Учитывая физиологические особенности возраста детей, закладываются следующие задачи на каждом занятии кружка «Маленькие йоги» :
- обеспечить укрепление мышц туловища (живота, спины и таза) для удержания позвоночного столба;
-формировать работу не только ведущих конечностей, но и противоположных;
-расширить спектр гимнастических упражнений;
- сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки.
Ожидаемый результат и способы определения результативности
Ребенок будет знать
- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз) и самомассажа.
- комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния осанки и стоп, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
- правила здорового образа жизни.
2-я ступень – возраст от 5 до 6 лет.
Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения статических и динамических асан, на формирование четкости при выполнении асан. Многие асаны, которые проводились в средней группе, повторяются, но с усложнением. Учитывая двигательный опыт детей, можно показ асан проводить одновременно с объяснением. Отдельные асаны, знакомые детям, не объясняются, а только называются, более сложные элементы раскрываются подробнее. По мере освоения статических поз целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ асаны с объяснением, частичный показ с пояснением, описанную асану без показа. Во время повторения асан инструктор проходит между ковриками с детьми, делая краткие индивидуальные указания, помогая отдельным детям. Оценка выполнения детьми асан должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок. Необходимо избегать отрицательных оценок.
Педагогам необходимо учитывать возрастные особенности детей 5-6 лет:
*Развитие игры
*Развивается воображение
*Продолжает развиваться образное мышление
*Развивается устойчивость, распределение, переключение внимания
*Совершенствуется речь
В этом возрасте увеличиваются нагрузки при сохранении задач развития гибкости и координации.
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды, суточной периодики, утомления, поэтому упражнения на гибкость необходимо выполнять только после разогревания организма с помощью разминки.
Игровой метод кружка «Веселая йога» для детей 5-6 лет подразумевает более серьезное осмысление пройденного через использование навыков и умений в игровой деятельности; выполнение ролевых функций в играх, участие в подготовке показательных выступлений. Хотя статические позы - асаны очень просты, использовать их можно очень эффективно.
Структура занятия кружка :
*подготовительная часть занятия (5 минут)
Задача: подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке:
– ходьба (разные варианты, самомассаж, общая разминка с включением упражнений на укрепление суставов ног, разогрева мышц, укрепление осанки; включаются в разминку упражнения на растяжку, подвижность суставов и динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья. Важно подготовить детский организм к занятию, настроить детей на доброе и хорошее настроение.
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки – отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
*основная часть занятия (15 минут)
– выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление и повторение пройденного, ранее изученного под музыку и без музыки;
В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используется 5-6 асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, так как наилучшим способом общения с детьми является игра. Уважаемые педагоги, не забывайте, что игра для детей – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.
Подражание – еще один метод обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме, например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время, принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Йога помогает развить гибкость, и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям.
Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру
*заключительная часть (3-5 минут)
– релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием музыки или спокойных сказок и рассказов.
- игра, в ходе которой решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.
Работа ведется в группе от 8 до 10 детей.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
• Ожидаемые результаты:
• К концу года дети должны обладать:
- первичными навыками психической саморегуляции;
- техникой йоговских упражнений;
- навыками нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию и очистительным дыханием;
- повышение уровня развития физических качеств у детей 5-6 лет – 2-его года обучения дошкольного возраста;
- улучшения психофизического состояния детей;
- осознанно выполняет упражнения для сохранения осанки, проявляет самооценку при выполнении упражнений
Третья ступень – «Хатха-йога» - дошкольники от 6-и до 7 и лет
Структура занятия
I. Вводная часть(5-7 минут).
1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”
2. Разминка:
• Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
• Вариации разминки и дыхательных упражнений.
II. Основная часть (15-20 минут).
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют знакомые).
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
• для мышц живота;
• для мышц спины путем наклона вперед;
• для укрепления мышц ног;
• для развития стоп;
• для развития плечевого пояса;
• на равновесие.
3. Дыхательные упражнения.
4. Гимнастика для глаз.
5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
6. Беседы из цикла: «Тренируем тело, укрепляем дух»
III. Заключительная часть (3-5 минут).
1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).
Учитываем возрастные особенности детей 6-7 лет:
*Головной мозг заканчивает свое анатомическое и физиологическое формирование
*Наблюдается интенсивное увеличение роста
*Становление физиологической осанки завершается, при этом возникает риск формирования первичной сколиотической осанки
*Продолжает развиваться воображение, но в сравнении со старшим возрастом наблюдается снижение развития
*Развивается образное мышление
*Развивается внимание, оно становится произвольным.
Ступень физического совершенствования это этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель обучения на этом этапе – обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения, для чего
Необходимо решить следующие частные задачи:
*закрепить навык владения техникой действия;
*расширить диапазон вариативности техники действия, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
* Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
*Формирование осанки.
*Развитие потребности в здоровом образе жизни.
*Создание эмоционального благополучия.
Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.
Ожидаемые результаты занятий с детьми :
• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 6-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
• Стабилизация эмоционального фона у детей.
• Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
• Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных особенностях и требованиях программы детского сада.
• Понимание детьми того, что хатха-йога – здоровый позвоночник и отличная осанка, концентрация внимания, а значит в дальнейшем успехи в учебе, повышение иммунитета организма.
Ребенок будет уметь использовать:
- средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования морально-волевых качеств;
- приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость; приемы, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение);
- методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Требования к условиям проведения занятий от4-х до 7-и лет.
1. Место. Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
2. Одежда. Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время. Гимнастикой хатха-йогой можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 35 минут.
4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащенно дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабления.
Для того чтобы занятия йогой приносили максимум пользы, детям необходимо усвоить следующие правила:
1. Заниматься нужно с положительным настроем, с верой в положительный результат;
2. Перед выполнением асан обязательно выполнять легкую разминку;
3. Не следует форсировать выполнение трудных для детей упражнений, здесь необходима умеренность и постепенность.
4. Нельзя начинающим долго пребывать в позе, число поз и время их выполнения должно возрастать плавно в течение 3-4-х месяцев с добавлением времени постепенно, через неделю; не следует поддаваться первому впечатлению легкости выполнения.
5. Занятия должны проводиться на пустой желудок. После выполнения асан не рекомендуется есть в течение 30 мин.
6. Обязательно дышать только носом.
7. Отличных, повышенных результатов от упражнений можно ожидать лишь при регулярных занятиях.
«…Все достигнут совершенства в йоге посредством постоянной практики. Успеха дождется тот, кто занимается, а не тот, кто не занимается».(Хатха-Йога. Прадипика. 1, 64-66)
Перечень пособий, технологий
1. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997г.
2. Винер-Усманова И. А, Горбулина Н. М. ,ЦыганковаО. Д. Основы физического воспитания в дошкольном детстве (под редакцией И. А. Винер-Усмановой)/Москва, 2013г.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ - М. : Мозаика - Синтез, 2010г.
4. Иванова Т. А. «Йога для детей» парциальная программа для детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург. : Детство-Пресс. 2015
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2000г.
6. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993г.
7. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.