Наталья Пинчук
Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере «Ознакомление детей с сезонными явлениям»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере
«Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»
Составитель: специалист по реабилитационной работе
в социальной сфере ГБУ СО ЕРЦ
Пинчук Н. Н.
г. Ершов
Публикация «Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере „Ознакомление детей с сезонными явлениям“» размещена в разделах
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т. к. человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой.
Педагог должен формировать, уточнять, расширять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, учить постигать ее законы, ощущать ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.
Работу по ознакомлению детей с природой следует строить с учетом принципа сезонности : возможность познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой природе (солнце, долгота дня, почва, вода, и т. д.) - к изменениям в живом мире (растения, животного).
Это позволит развивать у детей наглядно-образное, словесно- логическое мышление, не только расширить круг их представлений, но научить детей видеть причину и следствие того или иного явления, т. е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Исследования Н. Ф. Виноградовой (1978) подтверждают, что изучение сезонных явлений позволит усвоить связи в природе:
- причинно-следственные: изменения предмета или явления природы вследствие определенной причины (листопад, отлет птиц, линька зверей, появление кучевых облаков и. т. д.);
- последовательные изменения предмета в течение нескольких сезонов (распускание почек на вишне, цветение, образование плодов, созревание плодов, изменение окраски листьев на вишне, листопад и. т. д.)
- временные: совпадение во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (туча-гроза-молния-гром, дождь-солнце-радуга; таяние снега-ручьи и т. д.).
Методы обучения детей сезонным изменениям в природе
В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Картотека подвижных и дидактических игр
Дидактическая игра «Сезонная ромашка»
Цель: обобщить представления дошкольников про сезонные явления в природе.
Материал: таблица – основа в виде ромашки с четырьмя секторами (карманами) : «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; рисунки с иллюстрациями разных явлений, характерных для каждой поры года.
Игровые действия: распределение рисунков на ромашке в соответствии с порами года, соревнование.
Игровые правила: внимательно рассматривать рисунки, рассказывать, что нарисовано, когда наблюдается данное явление.
Ход игры:
В игре принимают участие четыре ребёнка. Каждому даётся задание запомнить какой-нибудь сектор ромашки рисунками с иллюстрированием разных явлений в природе. Спросить у детей, почему они так распределили рисунки (иллюстрации).
Подвижная игра «Листопад»
Цель: закрепить различные двигательные умения (ходить в разных направлениях, приседать); развивать ловкость, грациозность движений, внимание, наблюдательность; закреплять знания об осенних изменениях в природе (листья на деревьях желтеют, опадают, ветер дует чаще и сильнее, чем летом).
Правила: дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения, выполнять их эмоционально, грациозно; начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.
Инвентарь: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.
Место проведения: участок детского сада.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Затем педагог, размахивая шарфом или колечком, говорит детям: «Я – ветер, вы – листья» - и предлагает различные игровые задания. Например, «Ветра нет – листья уснули», - все приседают, закрывают глаза. «Подул ветер и погнал листья» - дети двигаются в разных направлениях: прямо, боком, спиной вперед. «Утих ветер – листья отдыхают» - останавливаются на месте и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.
Игра «Волшебный поезд»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о разных классах животных: дикие животные, птицы, насекомые, земноводные.
Материал: два планшета – «поезда». В каждом «поезде» по четыре вагона с тремя окнами. Карточки с изображениями животных.
Игровые действия: дети распределяют «рассаживают» животных «по вагонам»; соревнование.
Игровые правила: быть внимательным, доброжелательным, помогать участникам своей команды в преодолении трудностей.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. В каждую их команд входят четыре ребёнка – проводники. Воспитатель говорит: Мы будем играть в игру «Волшебный поезд». Перед вами два поезда. В каждом поезде по четыре вагона с тремя окнами. Возле каждого поезда (на столе) лежат карточки с животными – это пассажиры. Их нужно рассадить по вагонам волшебных поездов: в первый вагон – диких животные, во второй – птиц, в третий – земноводных, в четвёртый – насекомых.
Игра «Кто улетает, кто остается?»
Цель: расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Материал: на каждую команду по два планшета с иллюстрациями летнего или зимнего пейзажа, по два комплекта силуэтных иллюстраций зимующих и перелетных птиц (по 8-10 штук).
Игровые правила: распределять птиц по сигналу воспитателя, быть внимательным.
Ход игры:
Играют две команды по 3-4 человека в каждой. Воспитатель говорит: «Дети, вы знаете, что многие птицы с наступлением осени оставляют наш край и улетают в теплые страны. Скажите, с чем это связано? Теперь мы поиграем в игру «Кто улетает, кто остается?». Перед вами планшеты с летними и зимними пейзажами и рисунками с иллюстрациями птиц. По сигналу свистка перелётных птиц необходимо разместить на планшете с летним пейзажем, а зимующих – на планшете с зимним пейзажем.
Выигрывает та команда, участники которой раньше других выполнят задание.
Игра «Птицы в полёт»
Цель: обобщить знания детей о перелётных птицах.
Материал: шапочки с изображением птиц (ласточка, шпак, утка, гусь, грач, эмблемы.
Игровые действия: построение в колонну, соревнования.
Игровые правила: внимательно наблюдать за детьми – «птицами» в своей команде, помогать один одному.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель говорит: «На столе стоит коробка, в которой лежат карточки с изображениями животных. Участники каждой команды по очереди подбегают к столу, достают из коробки карточки, называют изображенное животное, говорят, где живет и называют его, помещают на соответствующую картину. За правильный ответ участник получает фишку. Побеждает та команда, в которой больше фишек».
Наш адрес
Саратовская область,
г. Ершов,
ул. Мелиоративная, д. 39.
Телефон: 5-71-52.