МААМ-картинки

Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере «Ознакомление детей с сезонными явлениям»

Наталья Пинчук
Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере «Ознакомление детей с сезонными явлениям»
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере

«Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»

Составитель: специалист по реабилитационной работе

в социальной сфере ГБУ СО ЕРЦ

Пинчук Н. Н.

г. Ершов

Публикация «Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере „Ознакомление детей с сезонными явлениям“» размещена в разделах

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т. к. человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой.

Педагог должен формировать, уточнять, расширять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, учить постигать ее законы, ощущать ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.

Работу по ознакомлению детей с природой следует строить с учетом принципа сезонности : возможность познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой природе (солнце, долгота дня, почва, вода, и т. д.) - к изменениям в живом мире (растения, животного).

Это позволит развивать у детей наглядно-образное, словесно- логическое мышление, не только расширить круг их представлений, но научить детей видеть причину и следствие того или иного явления, т. е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Исследования Н. Ф. Виноградовой (1978) подтверждают, что изучение сезонных явлений позволит усвоить связи в природе:

- причинно-следственные: изменения предмета или явления природы вследствие определенной причины (листопад, отлет птиц, линька зверей, появление кучевых облаков и. т. д.);

- последовательные изменения предмета в течение нескольких сезонов (распускание почек на вишне, цветение, образование плодов, созревание плодов, изменение окраски листьев на вишне, листопад и. т. д.)

- временные: совпадение во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (туча-гроза-молния-гром, дождь-солнце-радуга; таяние снега-ручьи и т. д.).

Методы обучения детей сезонным изменениям в природе

В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Картотека подвижных и дидактических игр

Дидактическая игра «Сезонная ромашка»

Цель: обобщить представления дошкольников про сезонные явления в природе.

Материал: таблица – основа в виде ромашки с четырьмя секторами (карманами) : «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; рисунки с иллюстрациями разных явлений, характерных для каждой поры года.

Игровые действия: распределение рисунков на ромашке в соответствии с порами года, соревнование.

Игровые правила: внимательно рассматривать рисунки, рассказывать, что нарисовано, когда наблюдается данное явление.

Ход игры:

В игре принимают участие четыре ребёнка. Каждому даётся задание запомнить какой-нибудь сектор ромашки рисунками с иллюстрированием разных явлений в природе. Спросить у детей, почему они так распределили рисунки (иллюстрации).

Подвижная игра «Листопад»

Цель: закрепить различные двигательные умения (ходить в разных направлениях, приседать); развивать ловкость, грациозность движений, внимание, наблюдательность; закреплять знания об осенних изменениях в природе (листья на деревьях желтеют, опадают, ветер дует чаще и сильнее, чем летом).

Правила: дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения, выполнять их эмоционально, грациозно; начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

Инвентарь: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Место проведения: участок детского сада.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Затем педагог, размахивая шарфом или колечком, говорит детям: «Я – ветер, вы – листья» - и предлагает различные игровые задания. Например, «Ветра нет – листья уснули», - все приседают, закрывают глаза. «Подул ветер и погнал листья» - дети двигаются в разных направлениях: прямо, боком, спиной вперед. «Утих ветер – листья отдыхают» - останавливаются на месте и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

Игра «Волшебный поезд»

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о разных классах животных: дикие животные, птицы, насекомые, земноводные.

Материал: два планшета – «поезда». В каждом «поезде» по четыре вагона с тремя окнами. Карточки с изображениями животных.

Игровые действия: дети распределяют «рассаживают» животных «по вагонам»; соревнование.

Игровые правила: быть внимательным, доброжелательным, помогать участникам своей команды в преодолении трудностей.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. В каждую их команд входят четыре ребёнка – проводники. Воспитатель говорит: Мы будем играть в игру «Волшебный поезд». Перед вами два поезда. В каждом поезде по четыре вагона с тремя окнами. Возле каждого поезда (на столе) лежат карточки с животными – это пассажиры. Их нужно рассадить по вагонам волшебных поездов: в первый вагон – диких животные, во второй – птиц, в третий – земноводных, в четвёртый – насекомых.

Игра «Кто улетает, кто остается?»

Цель: расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Материал: на каждую команду по два планшета с иллюстрациями летнего или зимнего пейзажа, по два комплекта силуэтных иллюстраций зимующих и перелетных птиц (по 8-10 штук).

Игровые правила: распределять птиц по сигналу воспитателя, быть внимательным.

Ход игры:

Играют две команды по 3-4 человека в каждой. Воспитатель говорит: «Дети, вы знаете, что многие птицы с наступлением осени оставляют наш край и улетают в теплые страны. Скажите, с чем это связано? Теперь мы поиграем в игру «Кто улетает, кто остается?». Перед вами планшеты с летними и зимними пейзажами и рисунками с иллюстрациями птиц. По сигналу свистка перелётных птиц необходимо разместить на планшете с летним пейзажем, а зимующих – на планшете с зимним пейзажем.

Выигрывает та команда, участники которой раньше других выполнят задание.

Игра «Птицы в полёт»

Цель: обобщить знания детей о перелётных птицах.

Материал: шапочки с изображением птиц (ласточка, шпак, утка, гусь, грач, эмблемы.

Игровые действия: построение в колонну, соревнования.

Игровые правила: внимательно наблюдать за детьми – «птицами» в своей команде, помогать один одному.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель говорит: «На столе стоит коробка, в которой лежат карточки с изображениями животных. Участники каждой команды по очереди подбегают к столу, достают из коробки карточки, называют изображенное животное, говорят, где живет и называют его, помещают на соответствующую картину. За правильный ответ участник получает фишку. Побеждает та команда, в которой больше фишек».

Наш адрес

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д. 39.

Телефон: 5-71-52.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста»Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста» Интересное занятие Нам придумали воспитатели. Из обыкновенных крышек Красивый узор у нас вышел. Описание: пособие предназначено для.

Методическое пособие для детей «Разноцветный парашют»Методическое пособие для детей «Разноцветный парашют» Дети первой младшей группы нуждаются в играх и пособиях, которые развивают их двигательные навыки, делают их стойкими и выносливыми, а так.

Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возраста Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ. 1. Представления. Цель: Выявить характер представлений ребенка о живом. 1. Как ты узнал, что все это живое? 2. Почему.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 7Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 7 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении, является правильная.

Методическое пособие «Самостоятельные игры детей 2–3 лет с обручем» в ясельной группеМетодическое пособие «Самостоятельные игры детей 2–3 лет с обручем» в ясельной группе Методическое пособие «Самостоятельные игры детей 2-3 лет с обручем» в ясельной группе Дети, начиная с полутора лет, охотно играют в подвижные.

Методическое пособие-тренажёр «Шарики» для детей с ОНРМетодическое пособие-тренажёр «Шарики» для детей с ОНР Данный тренажёр был разработан преподавателями ИПКРО для работы с детьми коррекционных групп на развитие зрительно-ручной координации. Изучив.

Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка»Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка» Дети первой младшей группы "Незабудка" очень полюбили игры с прищепками. Постепенно сами или с помощью воспитателей, они усвоили технику.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере «Ознакомление детей с сезонными явлениям»
Опубликовано: 23 января 2020 в 19:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере «Ознакомление детей с сезонными явлениям»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пинчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД