Обухов Сергей Александрович
Методическое пособие «Бочче — спорт для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья основывает-ся на принципах приоритетности массового распространения и доступных занятий спор-том. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих образовательных учреждениях организуются занятия с использованием средств адап-тивной физической культуры и спорта с учетом индивидуальных способностей и состоя-ния здоровья обучающихся. Обеспечение развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьёй 38 Федерального закона о физической культуре и спорте в России Федерации от-носятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Публикация «Методическое пособие „Бочче — спорт для всех“» размещена в разделах
Игра бочче, распространённая в Европе как игра с шарами, является видом спорта, признанным Международным Олимпийским комитетом. В России активно развивается в Санкт-Петербурге и Москве. Отличительной особенностью этой игры по сравнению с другими видами спорта является коррекционная и практическая направленность, инди-видуализация обучения.
Методическое пособие «Бочче – спорт для всех» для учащихся с умственной от-сталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих норма-тивно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
2. ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) от 19.12.2014
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями).
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и вос-питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптиро-ванным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (утвер-ждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).
В основу методического пособия «Бочче – спорт для всех» положены норматив-ные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методи-ческие разработки по бочче отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, при-меняемые в последние годы для подготовки спортсменов по виду спорта бочче. В мето-дическом пособии даны конкретные методические рекомендации по организации и пла-нированию учебно-тренировочной работы на разных её этапах, отбору и комплектова-нию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофи-зиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
Занятия по бочче направлены не только на коррекцию дефектов физического раз-вития и моторики, но и на укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых дви-гательных умений и навыков. Всё это позволяет повысить уровень адаптивной работы и обеспечит в дальнейшем успешную социализацию и полноценное участие в жизни об-щества детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели:
• Создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, пси-хического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями);
• Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и прак-тические навыки здорового и безопасного образа жизни через организацию физической деятельности, отличающиеся оздоровительным характером, активным проживанием ре-бёнком данной деятельности, прочувствованием предметно-физических упражнений (действий) и сознательным их применением в различных жизненных ситуациях в сво-бодное время.
Задачи:
1. Содействовать охране и укреплению здоровья детей;
2. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать созна-тельно относиться к своему здоровью;
3. Развивать физическую компетентность через развитие интереса и желание ве-сти здоровый образ жизни на основе регуляции двигательной активности и т. д. ;
4. Создавать условия для развития физкультурно-силовых способностей и физи-ческой самореализации детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;
5. Обогащать двигательный опыт через различные виды движений;
6. Учить детей организовывать и проводить физические упражнения и подвижные игры со своими сверстниками, действовать по инструкции, строго соблюдая её в течение всего занятия.
7. Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;
8. Воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплини-рованность, самостоятельность, честность, справедливость, чувство товарищества, взаи-мопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному ин-вентарю, ответственное выполнение поручений: проявлять такие волевые качества как смелость. решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка);
Актуальность спортивной игры бочче заключаются в приобщении к здоровому образу жизни детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, спо-собствует полному раскрытию физических возможностей, позволяет испытать чувство радости и полноты жизни. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с помо-щью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как лич-ность, расширить свои социальные контакты и возможности.
Содержание и особенности спортивной игры бочче
Двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни. С одной стороны, использование специальных упражнений и средств физической культуры с учетом особенностей двигательной сферы детей с нарушением интеллекта будет способствовать совершенствованию существующих двигательных навыков, с дру-гой – разнообразие специально подобранных общеразвивающих упражнений, направ-ленных на развитие и совершенствование физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др., будут повышать физическую работоспособность, снижающуюся при патологических процессах и способствовать закреплению общеучеб-ных умений и навыков, связанных с произвольной регуляцией деятельности.
Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать по-движную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания уча-щихся с ограниченными возможностями здоровья. Это средство при педагогически пра-вильном, оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков данных школьников. «Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнений. Та-кие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, со-стязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде, вы-полнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновре-менно содействуют воспитанию физических качеств, в первую очередь, развивают коор-динационные способности.
При выполнении различных двигательных действий учащиеся отличаются разны-ми координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном от-ношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями мы по-нимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управле-нию и регулированию двигательного действия.
Уровень координации определяется объемом моторной памяти. Чем больше запас элементарных двигательных навыков, тем лучше выполняются сложные и сложно-координированные движения, тем выше координационные способности занимающихся (Н. А. Бернштейн, 1947).
Значение игры кроется в физиологической сущности координации, которая заклю-чается в согласовании деятельности отдельных органов в целостном акте. Каждое двига-тельное действие имеет свой пусковой центр в мозгу; чем сложнее движение, тем боль-шее движение афферентации, тем более высокоорганизованные отделы коры головного мозга участвуют в акте, тем более верхние уровни ЦНС берут на себя управление движе-нием, тем сложнее взаимоотношения мышц-антагонистов, тем, естественно, сложнее ко-ординация.
Овладение навыками игры в бочче, посредством которой мы рассматриваем кор-рекцию координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоро-вья, обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отноше-ний; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают спе-циальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления.
Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существую-щую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Прежде всего – это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестезический образ или двигательное ощущение. То есть, один анализа-тор дополняет или заменяет другой и тем самым осуществляется механизм компенсации в познании.
Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции коорди-национных способностей через игру в бочче имеет три основных этапа:
1. Этап начального разучивания.
Создаё тся ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок для того, чтобы подать шар.
2. Этап детализированного обучения.
Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представле-ния: тренировка основной фиксированной стойки у фаул-линии (стартовой линии, объ-яснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в соче-тании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколь-ко соответствует эталону (представлению). На основе этого корректируются неточности.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: по-вторение захвата, фиксированной стойки, подачи паллино и бочче путем катания, зна-комство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии для выигрыша.
В процессе коррекции координационных способностей учащихся с ограниченны-ми возможностями здоровья посредством игры в бочче из всего многообразия движения можно выделить наиболее простые (элементарные) : для принятия стойки у стартовой ли-нии необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади, тело откло-нить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой но-ги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца. Такой подход соответствует и дидактическим правилам «от простого к сложно-му» и «от известного к неизвестному», требующим учета в процессе изучения новых двигательных действий.
Таким образом, игра в бочче способствует коррекции координационных способ-ностей детей с ограниченными возможностями здоровья при использовании подготови-тельных упражнений (для развития физических качеств, подводящих упражнений и упражнений по технике, а также применение упражнений для развития физических ка-честв в рамках структуры технических приемов и их многократного выполнения в соче-тании с действиями с шаром.
Задачи начального периода специализации:
• укрепить здоровье;
• повысить уровень общей и специальной физической подготовленности;
• создать условия для развития коммуникабельности, формирования коммуникативных навыков;
• развивать волевые качества;
• осваивать правильную технику исполнения элементов начального обучения.
Задачи этапа углублё нной специализации:
• повысить уровень функциональной подготовленности:
• создать условия для интеллектуального развития учащихся:
• сохранять здоровый образ жизни;
• развивать волевые качества;
• создать условия для формирования коммуникативных навыков;
• совершенствовать навыки.
На каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность. Детей необходи-мо заинтересовать, привить потребность в движении и научить приёмам игры бочче. В работе с детьми надо акцентировать внимание на развитии двигательных способностей и самостоятельности.
Методическое пособие «Бочче – спорт для всех» разработано с учётом следую-щих особенностей моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) :
1. Значительное отставание от учащихся массовой школы в физическом развитии (Е. Г. Ерёменко, Н. А. Козленко, Р. Д. Бабенкова);
2. Сниженность антропометрических и физиометрических показателей: роста, веса, окружности грудной клетки, слабость брюшного пресса;
3. Быстрая утомляемость и истощаемость;
4. Разнообразие нарушений моторики, обусловленное поражением центральной нервной системы, и своеобразие качественных нарушений движений, которое прояви-лось в том, что ученики не могут быстро и точно начать движение, с трудом меняют быстроту, темп и ритм движения, испытывают трудности при выполнении противопо-ложных и последовательных движений, плохо выполняют дифференцированные движе-ния;
5. Стойкость нарушений отдельных компонентов движений: наличие патологиче-ского изменения тонуса в различных мышечных группах и содружественные движения, нарушающие точность и дифференцированность двигательного акта.
Приведенные данные свидетельствуют, что у многих учащихся нарушено общее физическое развитие и подчеркивают правильность положения о том, что все виды физи-ческих нагрузок вне зависимости от целевого использования физических упражнений в различных предметных областях должны носить коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии не могут не влиять на умственную и трудовую работоспособность этих детей.
Специфика организации и структура занятий игры бочче
Методические разработки и практические исследования доказали необходимость организации дополнительных занятий по бочче, направленных как на коррекцию имею-щихся у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушений в физическом раз-витии, так и на развитие физических качеств в целом. Специфика организации и структу-ра занятий по бочче заключается в адаптированности средств физической культуры (группы общеразвивающих упражнений) к небольшому пространству. Этому способ-ствует и смена положений тела в пространстве (положение сидя, лежа, стоя) и организа-ция занятий на свежем воздухе.
Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упраж-нений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сер-дечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики. Организация занятий в небольшом помещении также способствуют формированию умения владеть своими эмо-циями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Методологической основой для организации занятий по бочче служат :
1. Принципы АФК:
принцип оздоровительной направленности;
принцип социализации ребенка;
принцип всестороннего развития личности;
принцип единства с семьей;
принцип подготовки к обучению в школе.
2. Соблюдение требований к физкультурным занятиям:
доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность материала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных средств и др.);
увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использова-ние элементов игры и соревновательности;
обеспечение интеллектуальной активности учащихся;
четкость выводов, содержащих рекомендации по социально-нормативному по-ведению школьников:
систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения (пред-ложение учащимся передать содержание нормативной информации другим ли-цам, разъяснить её смысл младшим школьникам, использовать её для контроля и самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях.
Формы работы: занятие, практическая работа, фронтальная работа, индивидуаль-ная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Структура занятия бочче включает следующие компоненты:
1. Создание эмоционального настроя (далее ОФП) – 5 мин. Этап включает дыхательные упражнения, строевую подготовку.
2. Активация исходного уровня знаний детей по данному разделу (разминка) – 7 мин. Включает общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки.
3. Специальная физическая подготовка (СФП) – 10 мин. Катание шаров с одного конца поля на другой, на разные дистанции, с двух колен, с одного колена, фиксированная стойка у фаул-линии.
4. Дыхательная гимнастика (ДГ) – 5 мин., включает имитационные упражнения для осваиваемой техники, повторение и закрепление двигательных умений и навыков, по-лученных на предыдущих занятиях.
5. Специальная физическая подготовка (СФП) – 10 мин., включает ознакомительные и тренировочные упражнения по освоению новых или сложных по технике выполнения упражнений.
6. Подведение итогов занятия – 3-5 мин.
Методы обучения : словесные, наглядные, практические, ОРУ, игры.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнево-го и дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.
Основные приемы:
Фронтальный показ приема;
Общеразвивающие упражнения с предметами и без них.
Практические упражнения по отработке практических умений, серии двигательных действий, с поддержкой со стороны и без неё.
Использование игровых моментов, подвижных игр, элементов спортивных игр. В каждом занятии надо изучить не более одного-двух новых упражнений.
Учебно-тематический план
Учебный материал распределен по видам подготовки (общая физическая, специ-альная физическая, спортивно-техническая, теоретическая, как это принято в практике планирования учебно-тренировочного процесса.
Часы теории и практики в учебно-тематическом плане интегрированы, Теоретиче-ский раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояс-нений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности жизнеде-ятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила целесооб-разного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной гигие-ны, значение и способы выполнения конкретных упражнений. В учебно-тематическом плане приводится перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элемента-ми спорта.
Содержание программы
Общая физическая подготовка
Легкая атлетика: ходьба с изменением темпа, в чередовании с бегом и прыжками. Бег на скорость 20 – 40 метров с высокого старта. Прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту. Челночный бег. Бег по пересеченной местности до 2 км. Бег с высоким подниманием бедра. Метание набивного мяча (2 кг).
Спортивные игры : волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч по упрощённым пра-вилам, настольный теннис, бадминтон и др., пионербол.
Подвижные игры на развитие глазомера, координационных способностей.
Эстафеты с передачей предмета.
Общеразвивающие упражнения на месте и в движении из программного материала этапа начального обучения с постепенным их усложнением, увеличением объёма и ин-тенсивности выполнения.