Марина Семерня
Методический семинар «Эйдетика как метод развития образной памяти у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (Слайд 1)
Сегодня я хочу поговорить с вами об Эйдетике. Почему именно о ней, спросите Вы.
(Слайд2)
В современном мире всё более востребованы творческие личности, способные к принятию нестандартных решений и любую ситуацию принимать, как возможность узнать новое, решить интересную задачу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память, обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующие формированию его интеллектуальных и творческих качеств.
Публикация «Методический семинар „Эйдетика как метод развития образной памяти у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Именно эти качества делают мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Одним из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод «Эйдетика», который я использую в работе с детьми.
(Слайд 3)
• В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».
• Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
• Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительных впечатлениях, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннее, явления или предмета.
• Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, способный на образном уровне воспроизводить предметы или явления.
• В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, и другие.
• В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук, который разработал основы эйдетики.
(Слайд 4)
Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которому ребенок может быстрее, качественнее запомнить материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ, доступный воображению, да плюс положительные эмоции - в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.
(Слайд 5)
Человек за свою жизнь получает огромное количество информации. Однако большую половину того, что узнал, забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память либо есть, либо её нет. И тут уже ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так. Память - это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение, то мозг также можно и нужно тренировать. Но как это делать?
Вот в этом случае нам приходит на помощь Эйдетика. Как было сказано много ранее: Эйдетика от греческого «эйдос», в переводе - это образ. Поэтому особенность нашей памяти и работы мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить - нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!» И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить.
(Слайд6)
Основные принципы данного метода основаны на следующем:
• необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месте, может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);
• постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое, что помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);
• мысленной и зрительной прорисовки любого предмета, явления;
• использование техники запоминания точной информации (мнемотехники).
(Слайд 7)
Использование приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, творчества у дошкольников.
(Слайд 8)
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе различных ассоциаций:
Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков. Делаем мешочки и кладем в каждый различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат).
Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой.)
Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Ведь у маленьких детей еще не достаточно сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта, чтобы строить ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на первом этапе работы малышу нужна помощь взрослого. Начинать надо так:
Воспитатель:
У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?
Дети:
Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.
Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.
На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.
Тактильные ассоциации. Работа строится на основе тактильных картинок. Каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр.
Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.)
Вкусовые ассоциации. Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.
Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
С играми на основе цветовых ассоциациях, и ассоциациях, связанных с геометрическими фигурами, я познакомлю вас на своем мастер-классе.
Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.
Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
(Слайд 9)
Все Эйдетические упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений с учетом возраста детей.
(Слайд10)
В своем мастер-классе я как раз познакомлю вас с играми, которые основаны на методе эйдетики. Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский Василий Александрович - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.
(Слайд 11)
Вот например, в своем занятии я использовала такие игры как :
Предметы и их свойства:
«Мешочки с запасами для белочки».
Цель игры: формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям.
В льняные мешочки положили разные запасы и завязали. Я сделать 3 пары одинаковых мешочков: два с шишками; два с деревянными грибочками; два с желудями. Детям нужно внимательно обследовать мешочки и создать пары. Что мы и сделали.
(Слайд 12)
«Тактильные ассоциации»
Цель игры: развитие у детей тактильного восприятия, воображения, образного мышления.
По фактуре карточки, которая была сделана с помощью зубочисток, дети отгадали, что в норке живет еж.
(Слайд 13)
Графические ассоциации. Мнемотаблицы.
Составь схему: Животное, его дом, окрас, чем питается.
(Слайд 14)
Уважаемые коллеги, рекомендую к использованию в работе этот метод и результаты не заставят вас долго ждать.
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристова Т. А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…Учебно-методическое пособие. – СПб. : Бостон, 2010.
2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному, учить поразному. Нейропедагогика. – М. : Федоров, 2008
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира.
Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб. : Тускарора, 2000.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М. : Просвещение, 1978.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7 изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.
6. Лурия А. Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.
7. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. : Издво МГУ, 1968.
8. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М. :
РИПОЛ классик, 2010.
9. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания. – М. : РИПОЛ классик, 2009.
10. Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. – М. : РИПОЛ классик, 2004.
11. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б. Как научиться забывать ненужное. - М. : Эйдос, 1996.
12. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 1996.