Ольга Третьякова
Методический семинар в форме исследования на тему «Одаренные дети и особенности работы с ними»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар в форме исследования на тему :
«Одаренные дети и особенности работы с ними»
Публикация «Методический семинар в форме исследования на тему „Одаренные дети и особенности работы с ними“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход заседания
Цель исследования : изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— выработать основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей
- выработать показатель профессиональной компетентности учителя
Объект исследования : одаренность
Предмет исследования : особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми.
Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Актуальность исследования :
В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельности подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
На сегодняшний день в полную силу идет работа по подготовке основной образовательной программы общеобразовательных учреждений.
Основная образовательная программа - это неотъемлемый компонент ФГОС. Она содержит в себе девять разделов, среди которых важное место занимает программа коррекционной работы. Данная программа состоит из двух компонентов - работа с детьми с ограниченными возможностями и работа с одаренными детьми. В обоих случаях, образовательный процесс и его направления должны корректироваться в соответствии с потребностями детей данных категорий. В случае с одаренными детьми - в сторону расширения, усложнения, систематизации.
Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.
1. Я предлагаю нашим группам выполнить 1 задание (дать определение одарённого ребёнка и одарённости).
У вас на столах находятся карточки с отдельными фразами из определения «Одарённый ребёнок» и «Одарённость». В течение минуты вы должны составить определение, озвучив его.
Итог:
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
2. А сейчас мы попробуем коллективно составить карту одарённости. Заполним таблицу, указав основные качества одарённых детей. 1 группа предлагает нам качества в сфере познавательного развития, 2 группа – в психосоциальной сфере.
Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера
Слушаем представителей от каждой группы.
Итог: Карта одарённости
Сфера познавательного развития (интеллект и творчество).
• Умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения.
• Способность находить альтернативные пути решения проблем.
• Способность увлекаться, уходить «с головой» в интересное задание.
• Умение четко излагать свои мысли.
• Интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия.
• Проявление разносторонней любознательности.
• Умение делать выводы и обобщения.
Психосоциальная сфера.
• Самостоятельность, умение принимать решения.
• Настойчивость в выполнении задания.
• Готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях.
• Склонность к лидерству.
• Чувство юмора.
• Склонность к самоанализу.
• Терпимость к критике.
• Уверенность в своих силах.
«Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.»
А. Экзюпери
3. Продолжаем работу в группах.
Задание группам: выделить три группы одарённых детей и определить принципы, которыми необходимо руководствоваться при работе с ними.
Задание 1 группе: Выделить 3 группы одаренных детей
Задание 2 группе: Принципы, которыми необходимо руководствоваться.
Итог:
Условно можно выделить три категории одарённых детей :
1 категория 2 категория 3 категория
Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте) Дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте) Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте)
В работе с этой категорией учащихся учитель руководствуется:
• Принципом индивидуализации обучения;
• Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
• Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
• Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
• Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
• Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые.
Где немного было земли,
И вскоре взошло, потому что земля была неглубоко;
Когда же взошло солнце, увяло
И, как не имело корня, засохло.
Иное упало в терние,
И выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителя.
И мы сейчас с вами, уважаемые коллеги, выработаем основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей.
1 группа работает над созданием системы выявления одарённых детей и организацией учебного процесса, 2 группа – над развитием творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету и общеразвивающими мероприятиями.
Итог:
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД :
— психолого-педагогическое исследование;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков,
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
Гении падают с неба.
И на один раз,
когда он встречает ворота дворца,
приходится сто тысяч случаев,
когда он падает мимо.
Дидро
5. А сейчас проведём небольшую разминку.
Я предлагаю вам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
6. Я предлагаю вам выработать требования к учителю, ответив на вопросы: Каким должен быть учитель и что характерно для учителя, работающего с одарёнными детьми?
1 группа: Требования к учителю
2 группа: Что характерно учителю
Итог:
Учитель должен быть:
• творческим;
• профессионально грамотным;
• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• интеллигентным, нравственным и эрудированным;
• владеть современными образовательными технологиями;
• умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
• владеть компетентностным подходом к обучению;
• умеющим развивать компенсаторные способности учащихся
Учителю характерны:
• желание работать нестандартно;
• поисковая активность;
• знание психологии одаренных детей;
• готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
• признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
• стремление к интеллектуальному совершенствованию
• создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
• признание прав учащегося на ошибку,
• обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.
Если ребёнок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
7. Задание группам: составить модель профессионализма учителя и модель одаренного ребенка (используя для этого бумагу, фломастеры) для публичной защиты.
Модель профессионализма учителя для 1 группы
Модель одаренного ребенка для 2 группы
Итог в виде кластера.
Модель профессионализма учителя
Основные показатели профессиональной компетентности учителя:
• специально – профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше уровень профессионализма, тем выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.
• психолого-педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях подготовительной деятельности и общения личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.
• психолого-педагогические умения – способность психологически грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.
Модель одаренного ребенка
• личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
• личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
• личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
• личность, способная реализовать в жизни “Я – концепцию”, способная к саморазвитию, самопознанию и самоизменению;
• личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
• личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
• личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
Итог заседания
А теперь мне хотелось бы услышать от вас рекомендации друг другу при работе с одарёнными детьми
(каждый учитель зачитывает рекомендации по очереди, готовые на столах)
• Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.
• Подумайте о методике обучения. Одарённые ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
• Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
• Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может на долго выбить их из колеи.
• Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.
• Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
• Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
• Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте, в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
В результате нашего исследования мы подтвердили, что проблема одаренности - комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Повышения эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через усиление роли психолого–педагогической службы.
Давайте подумаем, какое решение мы можем принять по итогам нашего исследования.
Решение:
1. Выделить проблему работы с одаренными учащимися как приоритетное направление в системе методической инновационной работы учителей.
2. Разработать диагностический инструментарий для успешной работы с одарёнными детьми.
3. Разработать методические рекомендации по работе с одарёнными детьми по предмету.
4. Обобщить и систематизировать результаты деятельности учителей с одарёнными детьми.
5. Максимально развивать способности одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.
Н. С. Лейтес.
Спасибо за общение!