Папки-передвижки

Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019

Ани Ташуян
Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурное воспитание в ДОУ

Слайд 1

Актуальность

«Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение». Эта знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоении культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Слайд 2

Публикация «Методический семинар на тему „Этнокультурное воспитание в ДОУ“ Учитель года-2019» размещена в разделах

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моего семинара. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре актуальный педагогический вопрос современности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь.

Слайд 3

Цели и задачи

На современном этапе развития нашего общества проблема

этнокультурного воспитания становятся как никогда актуальной и насущно необходимой. Перед нами ставится такая задача – формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах.

Слайд 3

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

-приобщение детей к культуре своего народа

-развитие национального самосознания

-воспитание доброжелательного отношения к представителям

разных этнических групп

-развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных

культурных национальных ценностей.

Слайд 4

Планируемые результаты

Знакомиться с культурой и обычаями других народов, живущих рядом, ребенок должен начинать уже с детства, когда он познает мир и учится общаться. Сегодня даже на нашем многонациональном Сахалине проблема межнационального общения становится острой. Перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача –воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности и знающую историю и культуру своих предков. Именно с этой целью я проводила ряд мероприятий с детьми старшей, подготовительной группы. Вместе с ними я проводила образовательные деятельности, целью которых являлось знакомство с культурой и бытом народов севера, а именно нивхов, нанайцев, Айнов, ороков; ведь культура и история -это невидимые нити, соединяющие прошлое с настоящим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе.

Слайд 6

Современным подходом к проведению этнокультурного воспитания я стремилась дать детям возможность позитивно относится к родине, природе, семье; стремилась развивать такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

С этой целью мы организовали поход в исторический музей Южно-Сахалинска, так как музей остается хранителем истории и культуры общества, хранителем первоисточников естественной истории и культурного наследия Российской Федерации. К редким коллекциям в музее относятся старинные предметы культуры и быта сахалинских аборигенов (айнов, нивхов, уильтов). Детям продемонстрировали предметы быта, познакомили с культурой коренных народов, с одеждой, так же с детьми проводились мастер- классы, что и позволило им самим оказаться в роли народов севера. После похода в музей многие дети изъявили желание снова побывать там. Дети были довольны и заинтересованы в продолжении знакомства с жизнью этнических народов.

Слайд 8

Работа с родителями

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное

включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия

с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное,

духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной

культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети,

люди нового поколения, зависит от нас.

Слайд 13

С этой целью я организовала родительское собрание на тему

«Этнокультурное воспитание в семье дошкольников». Целью родительского собрания было вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое,

эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе

традиций народной культуры. Родителям было предложено сделать юрту и имитацию очага для проведения НОД. Родители и дети были вовлечены в процесс с большим интересом и приняли активное участие. Было предложено сходить с детьми в исторический музей в Южно-Сахалинске. А так же родители оказали помощь в организации этнокультурного мини музея в группе, что помогло детям наглядно познакомиться с культурой и бытом коренных народов Сахалина.

Слайд 14

Во время проведения мероприятий по этнокультурному воспитанию дети познакомились с такими предметами как котелок, медный таз, наперсток, мялка; им предоставилась возможность примерить костюмы народов севера; посидеть рядом с имитированным очагом; сделать юрту своими руками; покормить «духа воды» для хорошего улова; поиграть в подвижные игры народов Севера. Благодаря чтению сказок у детей расширились знания о жизни народов Севера: они познакомились с их бытом, культурой. Дети научились передавать в рисунке отличительные черты внешности людей Севера; смогли передать так же природу севера; познакомились с таким природным явлением как северное сияние, научились рисовать его мыльными пузырями; смогли слепить из пластилина оленей ороков; благодаря мероприятиям проведенным в детском саду дети как можно глубже приобщились к культуре, быту народов севера.

Слайд 17

Немаловажную роль в приобщении детей к народам Севера играют подвижные игры. Они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

Познакомить детей с играми какого-нибудь народа-лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Недаром шведская писательница Астрид Линдгрен сказала: «Игра-это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а так же обогащаем физические качества детей.

Детям очень понравились такие игры народов Севера как «Хороший улов», «Поймай за хвост», «Гонки на собачьих упряжках»,

«Стой, олень!» и многие другие.

Слайд 18

Выводы

Углубленно изучая с детьми этнокультурные особенности родного

края, воспитательно - образовательный процесс становится более эффективным и продуктивным: у детей наблюдаются высокие показатели по развитию речи, благоприятно происходит процесс социализации, воспитываются такие качества как гражданственность,

патриотизм, толерантность, умение прийти на помощь; способствует

развитию художественного вкуса; дети приобщаются к красоте и

самобытности народа, а это путь к духовному возрождению России.

Как правильно отметил русский философ, историк В. В. Зеньковский:

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа…мы не можем

созреть вне национальной культуры…»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Мастер-класс в подготовительной группе ДОУ по изготовлению открытки с символом 2019 года — свинкойМастер-класс в подготовительной группе ДОУ по изготовлению открытки с символом 2019 года — свинкой В январе мы с ребятами подготовительной группы решили сделать открытку с аппликацией свинки – символа 2019 года. Для этого нам потребовалась.

Методический семинар учителя начальных классов «Синквейн» Методический семинар учителя начальных классов на конкурсе «Учитель года – 2019» [/b](Положить блокноты и перья на столы для жюри.)СЛАЙД.

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки» ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для.

Презентация учителя начальных классов «Методический семинар» Пояснительная записка. В основе ФГОС начального образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных.

Самопрезентация на конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2019» в номинации «Педагогический дебют» Позвольте представить вашему вниманию самопрезентацию на конкурс «Учитель года 2019» в номинации «Педагогический дебют» (1 слайд) Зовут.

Этнокультурное воспитание дошкольников «Этнос» в переводе с древнегреческого означает «группу людей», «племя», «народ». Тема этносов интересовала философов с древнейших времен.

Видеоролик о педагоге на конкурс «Учитель года — 2019» Профессия:Социальный педагог, воспитатель Профессиональные интересы: Организация праздников, мероприятий, участие в конкурсах. Увлечения.

Видеоролик о себе на конкурс «Учитель Оренбуржья-2019» Титова Юлия Сергеевна Образование: Оренбургский государственный педагогический университет. Специальность "Педагогика и методика дошкольного.

Визитка на конкурс «Учитель-логопед года 2019» В дидактические игры Полюбили мы играть. Они классно помогают Буквы нам запоминать! Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 11:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019» (включая файлы) размещена пользователем Ани Ташуян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД