Ани Ташуян
Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное воспитание в ДОУ
Слайд 1
Актуальность
«Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение». Эта знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоении культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.
Слайд 2
Публикация «Методический семинар на тему „Этнокультурное воспитание в ДОУ“ Учитель года-2019» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Учитель года
- Темочки
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моего семинара. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре актуальный педагогический вопрос современности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь.
Слайд 3
Цели и задачи
На современном этапе развития нашего общества проблема
этнокультурного воспитания становятся как никогда актуальной и насущно необходимой. Перед нами ставится такая задача – формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах.
Слайд 3
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
-приобщение детей к культуре своего народа
-развитие национального самосознания
-воспитание доброжелательного отношения к представителям
разных этнических групп
-развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных
культурных национальных ценностей.
Слайд 4
Планируемые результаты
Знакомиться с культурой и обычаями других народов, живущих рядом, ребенок должен начинать уже с детства, когда он познает мир и учится общаться. Сегодня даже на нашем многонациональном Сахалине проблема межнационального общения становится острой. Перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача –воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности и знающую историю и культуру своих предков. Именно с этой целью я проводила ряд мероприятий с детьми старшей, подготовительной группы. Вместе с ними я проводила образовательные деятельности, целью которых являлось знакомство с культурой и бытом народов севера, а именно нивхов, нанайцев, Айнов, ороков; ведь культура и история -это невидимые нити, соединяющие прошлое с настоящим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе.
Слайд 6
Современным подходом к проведению этнокультурного воспитания я стремилась дать детям возможность позитивно относится к родине, природе, семье; стремилась развивать такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.
С этой целью мы организовали поход в исторический музей Южно-Сахалинска, так как музей остается хранителем истории и культуры общества, хранителем первоисточников естественной истории и культурного наследия Российской Федерации. К редким коллекциям в музее относятся старинные предметы культуры и быта сахалинских аборигенов (айнов, нивхов, уильтов). Детям продемонстрировали предметы быта, познакомили с культурой коренных народов, с одеждой, так же с детьми проводились мастер- классы, что и позволило им самим оказаться в роли народов севера. После похода в музей многие дети изъявили желание снова побывать там. Дети были довольны и заинтересованы в продолжении знакомства с жизнью этнических народов.
Слайд 8
Работа с родителями
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное
включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия
с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное,
духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной
культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети,
люди нового поколения, зависит от нас.
Слайд 13
С этой целью я организовала родительское собрание на тему
«Этнокультурное воспитание в семье дошкольников». Целью родительского собрания было вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое,
эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе
традиций народной культуры. Родителям было предложено сделать юрту и имитацию очага для проведения НОД. Родители и дети были вовлечены в процесс с большим интересом и приняли активное участие. Было предложено сходить с детьми в исторический музей в Южно-Сахалинске. А так же родители оказали помощь в организации этнокультурного мини музея в группе, что помогло детям наглядно познакомиться с культурой и бытом коренных народов Сахалина.
Слайд 14
Во время проведения мероприятий по этнокультурному воспитанию дети познакомились с такими предметами как котелок, медный таз, наперсток, мялка; им предоставилась возможность примерить костюмы народов севера; посидеть рядом с имитированным очагом; сделать юрту своими руками; покормить «духа воды» для хорошего улова; поиграть в подвижные игры народов Севера. Благодаря чтению сказок у детей расширились знания о жизни народов Севера: они познакомились с их бытом, культурой. Дети научились передавать в рисунке отличительные черты внешности людей Севера; смогли передать так же природу севера; познакомились с таким природным явлением как северное сияние, научились рисовать его мыльными пузырями; смогли слепить из пластилина оленей ороков; благодаря мероприятиям проведенным в детском саду дети как можно глубже приобщились к культуре, быту народов севера.
Слайд 17
Немаловажную роль в приобщении детей к народам Севера играют подвижные игры. Они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа-лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Недаром шведская писательница Астрид Линдгрен сказала: «Игра-это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а так же обогащаем физические качества детей.
Детям очень понравились такие игры народов Севера как «Хороший улов», «Поймай за хвост», «Гонки на собачьих упряжках»,
«Стой, олень!» и многие другие.
Слайд 18
Выводы
Углубленно изучая с детьми этнокультурные особенности родного
края, воспитательно - образовательный процесс становится более эффективным и продуктивным: у детей наблюдаются высокие показатели по развитию речи, благоприятно происходит процесс социализации, воспитываются такие качества как гражданственность,
патриотизм, толерантность, умение прийти на помощь; способствует
развитию художественного вкуса; дети приобщаются к красоте и
самобытности народа, а это путь к духовному возрождению России.
Как правильно отметил русский философ, историк В. В. Зеньковский:
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа…мы не можем
созреть вне национальной культуры…»