Надежда Канева
Этнокультурное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Этнос» в переводе с древнегреческого означает «группу людей», «племя», «народ». Тема этносов интересовала философов с древнейших времен.
По мнению М. Ю. Новицкой (специалиста по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей) этнокультура - это целостная совокупность результатов познания людьми природы и общества, это способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях, это коллективная форма народной исторической памяти.
Темочки:
Этнокультура, это культура народа. В свою очередь, народная культура, это коллективная память, которая является историей духовно- нравственного развития народа, состоящей из мифов, сказаний, сказок, легенд, былин, поверий, суеверий, систематизированного духовного опыта народа.
Из книги «Судьба России» Н. Бердяева «Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения. Даже научный гений, инициативный, создающий метод – национален.
Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман – желать творить помимо национальности».
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт коми народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Коми народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:
- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
- знакомство с коми народными инструментами, игрушками и играми;
- создание «Коми избы» (пополнение материалов по данной тематике);
- заучивание считалок, стихов, коми народных песен;
- выставки рисунков и поделок (в группе);
- экскурсии;
- составление и рассматривание альбомов по тематике;
- использование народных игр, в том числе хороводов;
- организация тематических вечеров и т. д.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.
Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей разных народов; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.
Литература:
М. Ю. Новицкая учебно-методических пособия по освоению отечественной культуры: «Наследие», «Родной дом»— для учреждений дошкольного образования;
Н. Бердяев. Книга «Судьба России»;
интернет ресурсы.