Лариса Гончарова
Методический семинар «Комплексно-тематическое планирование недели»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1 Наш семинар посвящен моделированию тематической недели.
СЛАЙД 2 Цель нашей встречи и планируемый результат
В чем же суть планирования вообще? Оно позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Публикация «Методический семинар „Комплексно-тематическое планирование недели“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Семинар ранее был запланирован как спектакль – сказка «Планирование тематической недели», где бы все приняли на себя роль. Но в нынешних непростых (более всего для меня) условиях попробуем что-то сымитировать. Ролей сегодня не будет, но немного сказочного я попытаюсь внести. Итак, начинаем.
СЛАЙД 3
Ведущий (старший воспитатель). Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! А вы мне помогайте, сказку в своих умах и сердцах разыграйте. А будет у нас о ФГОС сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка – звуки ветра) и принес ФГОС (2013 год).
Конечно, были у Педагогов и недоумения, и недопонимания от обрушившихся на него перемен, но у тех, кто стажисты, опыта и знаний вдоволь.
СЛАЙД 4 А в помощь педагогу было уготовано чудо-чудное – свиток новшеств (ФГОС ДО п. 1.4, которые являются основой образовательного процесса.
Педагог заглянул в свиток новшеств, прочитал принципы необычные и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами?
СЛАЙД 5 А Педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так стал крутить, и сяк вертеть, строить и перестраивать. Знания и опыт все же имеются и модель сотворили. Как будто бы все понятно, все формулировки известны, а вопросов возникло у Педагогов много… Если неправа, поправите.
СЛАЙД 6. И вспоминаем, что в основе лежит тема, и она к нам спустилась. Почему эта, она мне близка в силу направления региональной площадки, поэтому я взяла такую «Народная культура и традиции».
СЛАЙД 7. Дальше движется от темы педагог, что делать с темой, да и с ФГОС
И идёт Педагог, и спешит Педагог,
И науки «гранит грызет» педагог…
Брел, брел по ФГОС педагог, открыл и встретил (п. 2.6) содержание должно обеспечивать развитие личности… через все Образовательные области…. Такое содружество представлено на слайде.
СЛАЙД 8. Образовательные области Педагог простроил, но вспомнил, что в основе планирования лежит тематический принцип, а, значит, необходимо для темы создать центры активности в соответствии ОО. Я предлагаю согласно своей темы «Народная культура и традиции».
СЛАЙД 9. Помнить надо, чтобы тему проработать, необходимы условия хорошие. И мне на глаза попали слова НИВУ ЗНАНИЙ ВПОПЫХАХ НЕ ВСПАШЕШЬ (Евгений Ханкин, кто он я не знаю, в википедии не нашла, но афоризмы его существуют. Условия успешного планирования – это то, что мы можем назвать определенные требования. Это не что иное, как принципы:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации дошкольников должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
В целом мы говорим о комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (т. е. комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса, которая описана в Научной концепции под редакцией В. И. Слободчикова (2005 год). ( Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / под ред. В. И. Слободчикова; Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. – М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. - 28 с.)
Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности, принципу возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью.
СЛАЙД 10. Цель комплексно-тематического планирования - создать данное планирование на основе темообразующих факторов.
Используемые темообразующие факторы, предложенные Н. А. Коротковой (кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Москва Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста) :
- реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
- события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;
- события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Таким образом, тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении для всех возрастных групп должно быть построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.
СЛАЙД 11. Итак, тема определена, центры активности обозначены и только интеграция способна соединять области в единое целое. А это необходимо осуществлять в разных видах детской деятельности в разных центрах активности. Что я и предлагаю вашему вниманию в рамках нашей темы «Народная культура и традиции».
СЛАЙД 12. А теперь если вспомним, то в свитке было сказано: должен он предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми, но и при проведении режимных моментов. Но и для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей.
И результат деяний всегда будут превосходным.