Екатерина Пантелеева
Обобщение опыта педагога как метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта - это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.
Я вам предлагаю добавить нашему пейзажу красок, добавив дереву разноцветной листвы, в качестве которой у нас выступят виды педагогического опыта
«Передовой педагогический опыт» в зависимости от количества его авторов, может быть коллективным, групповым и индивидуальным.
Опыт может быть комплексным, функциональным, локальным. Комплексный охватывает разные вопросы воспитательно-образовательного процесса, функциональный, отражает один из видов работы с детьми, отдельные вопросы или аспекты обучения или воспитания, локальный опыт чаще всего раскрывает определенную проблему.
Педагогический опыт рассматривается, как исторический, когда результаты педагогической теории и практики, получены на протяжении всей истории образования, и как массовый, когда – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых в ходе повседневной воспитательно-образовательной деятельности, становится основой профессионального мастерства педагога и применяется в практике большинством педагогов.
По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии эмпирического или научно-теоретического обоснования.
А в качестве основных этапов работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта на нашем пейзаже у нас будут дары осени – яблоки.
Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО является важной частью методической работы в дошкольном учреждении. Роль заместителя заведующего по основной деятельности в обобщении опыта очень велика, так как именно он должен увидеть этот ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами достигаются хорошие результаты.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО:
1. Выявление объекта изучения.
2. Постановка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом ППО.
4. Педагогический анализ собранной информации.
5. Обобщение ППО.
6. Распространение ППО.
Добавим нашему осеннему пейзажу немного тепла в виде методов изучения педагогического опыта.
Источниками информации о передовом педагогическом опыте являются: результаты мониторинга качества образования; результаты анализа деятельности детей в образовательном учреждении; заявление педагога — автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты (инициатива самого учителя, предъявляющего свой опыт); мнение коллег; мнение детей и родителей; конкурсы профессионального мастерства.
Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
• Педагогические задачи.
• Содержание обучения.
• Деятельность педагога.
• Деятельность детей.
• Материальное оснащение деятельности педагога и детей.
• Внешние условия, в которых происходит деятельность детей и педагога.
• Результаты воспитательно-образовательного процесса.
Давайте изобразим методы изучения педагогического опыта на нашей картине.
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов и др.
2. Анкетирование: изучение опыта для коллег, родителей
3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении
5. Сравнение: проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
Работа с передовым педагогическим опытом ведется на различных уровнях: на уровне педагога; на уровне руководителя; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне методического объединения.
А грибочки у нас будят жанрами документа по обобщению опыта и форма распространения опыта, которые зависят от уровня обобщения:
• Практический – (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
• Методический – (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео.
• Научный – способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.
Педагогический опыт может быть обобщен и представлен в виде осенней листвы, которая при легком дуновении ветра, летит и молча стелятся под ноги.
• описания в полном объеме или отдельных фрагментов;
• раскрытия способов и приемов, дающих положительный эффект;
• анализа и описания достигнутых результатов;
• анализа и описания стиля работы педагога;
• длительного анализа и описания системы работы и др.
Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.
Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.
Обобщение опыта, как вид методической деятельности (как процесс) имеет соответствующую технологию, которая подчиняется единым принципам разработки и реализации методики – логики, стратегии, тактики и инструментовки.
Логика раскрывает последовательность этапов обобщения опыта: выявление и изучение, осмысление, анализ и обоснование опыта, его описание.
Стратегия характеризует процесс обобщения опыта с точки зрения того, на что он направлен, какие перспективные цели преследует, ради чего осуществляется обобщение опыта.
Тактика раскрывает подход к организации, осуществлению процесса обобщения опыта.
Инструментовка определяет непосредственно процедурную сторону этого процесса – конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного материала и т. п.
Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога.
Сейчас я предлагаю изобразить на нашей картине структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.
Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.
По теме судят обо всей работе. Поэтому заглавие работы должно полностью отражать ее содержание.
Содержание работы – 2-ая страница, в которой приводятся все заголовки опыта работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки страницы должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Аннотация об опыте
Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Объём - 0,5 страницы.
Введение
Исследовательская работа «…ТЕМА….» посвящена актуальному вопросу …
В работе рассматривается (что, говорится (о чем, дается оценка, анализ (чего, обобщается (что, представлена точка зрения (на что) и т. д.
А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т. п.
Данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе…
В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая…
Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т. д.)
Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть (решить проблему)
Проблема исследования:
В центре внимания автора находятся…
На первый план автором выдвигаются…
Главные усилия автора направлены на…
В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т. д.
• Цель. Важно при выборе темы четко осознавать цели и задачи. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: "что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?" Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д. Цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:
• выяснить.
• выявить.
• сформировать.
• обосновать.
• проверить.
• определить.
• создать.
• построить.
Задачи -– это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач.
• актуальность и перспективность опыта - степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность его результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.
• адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
• новизна данного опыта - это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Объект исследования –Объект исследования – это то, что или на чем намеревается исследователь изучать проблему. -
Предмет исследования –отображает свойства, признаки или характерные особенности объекта, подлежащие изучению. -
Гипотеза –
если…. выполним (сделаем, то …. (получим) подтвердим
Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
Клише, используемые в теоретической части работы.
Актуальность проблемы … заключается в том, что …
Несмотря на то, что проблема … достаточно продуктивно изучалась в психолого-педагогической науке, ее актуальность не вызывает сомнения, поскольку …
Актуальность проблемы … обусловлена …
Повышенный интерес ученых к проблеме … обусловлен тем, что …
Среди многочисленных исследований, посвященных изучению проблемы, особо следует отметить труды А. И. Петрова, И. И. Иванова, в которых …
Для разработки изучаемой проблемы большое значение имели исследования А. И. Петрова, И. И. Иванова, которые показали, что …
Исследованию проблемы … посвящены работы как зарубежных (Э. Фромм, З. Фрейд и др., так и отечественных ученых (А. И. Петров, И. И. Иванов и др., в которых …
В трудах как зарубежных (Э. Фромм, З. Фрейд и др., так и отечественных ученых (А. И. Петров, И. И. Иванов и др.) достаточно продуктивно рассматривались вопросы Как указывает И. И. Иванов, …
Характеризуя понятие, И. И. Иванов поясняет …
Разделяя точку зрения А. И. Петрова, И. И. Иванова полагает, что …
В работах по изучению проблемы … уже исследованы вопросы, связанные с, однако, на наш взгляд, необходимо рассмотреть и такой аспект как …
В ряде работ было отмечено, что … (было отмечено следующее)
Ранее (выше) нами отмечалось …; (Ранее (выше) шла речь о); (Как мы уже говорили)
Важно подчеркнуть … (Важным является и то, что)
Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.
Клише, используемые в практической части работы.
Основанием эмпирического исследования является …
В связи с этим, в основу эмпирического исследования легли …
Нами были определены этапы эмпирического исследования: …
Обработка и анализ результатов исследования позволили получить …
Нами было обнаружено, что …
Результаты свидетельствуют о том, что …
Полученные в результате эмпирического исследования данные показали, что …
Результаты эмпирического исследования показали, что …
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют о …
Как показывают эмпирические данные …
В результате работы получены данные, указывающие на то, что …
Результаты исследования позволили убедиться в том, что …
Интерпретируя результаты эмпирического исследования, необходимо отметить …
Результаты эмпирического исследования подтвердили наше предположение о том, что Результаты эмпирического исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют говорить о …
Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.
Результаты по изучению информационных источников (по 1 части работы, исследования, их значимость, выводы, перспективы (по 2 части работы – практической).
Языковые клише, используемые в заключении:
Автор приходит к выводу, заключению о том…
В заключение можно сказать…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую)
Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё)
На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую) и т. д.
В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему, отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.
Литература – в списке литературы указываются
- фамилия и инициалы автора (если несколько, то указывается один «и др.»);
- полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;
- после тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);
- год издания без слова «год».
Источник должен быть не старше 5 лет.
Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т. д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».
Приложение к опыту работы:
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т. д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:
• авторские программы, модифицированные программы, проекты.
• алгоритм проведения различных видов деятельности;
• видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта)
• выступления на методических мероприятиях;
• данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы.
• дидактический материал;
• материалы, подтверждающие результативность опыта.
• Педагогическую диагностику;
• планы работы с детьми;
• продукты детской деятельности;
• публикации в СМИ;
• творческие работы.
Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МБДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т. д.
Формы и методы распространения на нашем пейзаже выступят в качестве осенней травы:
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т. п.);
- Коллективный просмотр;
- Школа передового опыта (ШПО, которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т. п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
- Представление материалов в методическом кабинете.
Формы распространения ППО:
Семинар-практикум,
Педагогическая мастерская,
Мастер-класс,
Аукцион «педагогических идей»,
Банк педагогического опыта,
Творческий отчёт,
Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т. п. ,
Общественная презентация опыта,
Информационная выставка,
Стендовый доклад,
Педагогический совет,
Заседания методического объединения,
Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др. ,
разработка авторских спецкурсов (мастер-классов, стажерских площадок,
конференция,
научно-практический семинар,
авторский сайт, блог,
брошюры, плакаты с методической направленностью,
видеоматериалы (фильм методической направленности,
круглый стол,
пакет документов (методические рекомендации,
портфолио с приложениями,
информационное сопровождение деятельности ОУ-партнеров,
создание консультационного пункта,
диск,
выставка (виртуальная или реальная).
Работа по внедрению передового педагогического опыта осуществляется поэтапно.
Существует три этапа внедрения передового опыта.
Первый (подготовительный) этап включает: анализ результатов педагогической деятельности педагогов (наличие умений по самостоятельному овладению знаниями и их практического применения) обобщение материалов передового педагогического опыта, включение в план работы учреждения вопросов, связанных с пропагандой и освоением опыта.
Второй (основной) этап внедрения передового педагогического опыта предполагает: непосредственно деятельность педагогов по выяснению сути опыта коллеги; апробацию передового опыта в реальном учебно-воспитательном процессе; подведение итогов работы, вывод о возможности использования обобщенного опыта в пределах своего коллектива, написание статьи и т. п.
Разнообразная деятельность педагогов на основном этапе освоения лучшего опыта обеспечивает осознание главной идеи внедряемого, непосредственное ознакомление с передовой технологией и коррекция дальнейшей педагогической деятельности согласно полученного опыта.
На третьем (заключительном) этапе осуществляется оценка и самооценка результатов освоения передового педагогического опыта. При этом главным показателем является повышение эффективности и качества решения учебно-воспитательных задач техникума.
Практическое обобщение передового педагогического опыта представляет широкий спектр его форм: буклет, альбом, статья, доклад и т. п. Описание опыта, как правило, хранится в методическом кабинете, где преподаватели могут с ним ознакомиться.
В процессе внедрения опыт обогащается самими педагогами - их идеями, эффективными формами организации обучения и воспитания обучающихся. Такой опыт может быть новым объектом для изучения и распространения. Эффективность внедрения передового педагогического опыта в значительной степени зависит от совершенствования его форм и методов. Наиболее распространенными формами, как известно, являются: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары и конференции; педагогические чтения; школы передового педагогического опыта; наставничество.
Типичные ошибки при обобщении опыта:
описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
• изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
• не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
• отсутствие анализа и наличие только констатации фактов;
• поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами;
• преобладание эмоционального характера описания опыта;
• не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства);
• отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т. е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей);
• отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности;
• не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.
Внедрение передового педагогического опыта неправомерно отождествлять с распространением и педагогической пропагандой опыта. Использование опыта следует рассматривать как осуществление мер по включению передовых методов и приемов в практику работы педагогов. Внедрение предполагает разработку специальной системы, направленной на совершенствование учебно-воспитательной деятельности.
Усовершенствование передового опыта. Передовой педагогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенствуется и в практике работы педагога, создавшего его, и в работе педагогов, взявших опыт на вооружение, использующих его в своей работе.
Афоризмы.
Наступил последний месяц осени, и уже не встретишь зелёной листвы на деревьях. Нужно исправить ошибку на нашем дереве, убрать зеленую листву. На каждом зеленом листочке афоризмы, отражающим отношение разных людей к опыту (обсудите и кратко обоснуйте, согласны вы или нет с данными афоризмами):
Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия. Нельзя учиться по книгам.
Хочешь облегчить свой труд, передай свой опыт другому.
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт.
Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива.
Дело, в сущности, не в опыте, а в способности воспринимать опыт: если есть замок, уж ключ к нему наверняка найдется.
Каждый накапливает свой опыт, о качестве которого судят по результатам.
Опыт - лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем.
Рефлексия «Я дарю Вам…»
Описание: ведущий: «Давайте подумаем, что бы вы могли подарить нашему коллективу, чтобы дальнейшая работа оставалась эффективной, а отношения еще сплоченнее?»
Я дарю нам оптимизм, взаимное доверие. (передают по кругу подарок, добавляя новые слова)
Уважаемые коллеги!
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.