Мария Осипова
Методический семинар «Конструирование как средство развития личности ребенка дошкольника».
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование как средство развития личности ребенка дошкольника».
Автор: Осипова М. В.,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 87», г. Перми
Публикация «Методический семинар „Конструирование как средство развития личности ребенка дошкольника“,» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одной из важных задач дошкольного воспитания сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми, проявляет познавательную инициативу, развивает собственное воображение и творческие способности.
Решается эта задача через многие направления. Одно из них конструирование. Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия и мышления ребенка. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструирование – это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск. Даже построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей детей. Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает искать новые решения, будит воображение.
В настоящее время существует много различных конструкторов, которые широко используются в практике работы дошкольных учреждений. В качестве пополнения развивающей среды можно предложить магнитный конструктор Magneticus. Это набор из магнитных палочек разного цвета и стальных шариков. Благодаря конструктору Magneticus ребенок на практике познает свойства магнита, его способность притягивать и удерживать металлические предметы, отталкиваться одноименными полюсами и притягиваться разноименными, развивает творческие способности, воображение, мелкую моторику, сенсорные представления, пространственное ориентирование, логику, комбинаторные способности, абстрактное мышление.
Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Широкий выбор специальных деталей дает возможность строить все, что душе угодно. Магнитный конструктор - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
С помощью конструктора можно построить разнообразные модели, начиная от простых геометрических фигур на плоскости и заканчивая сложными объемными архитектурными сооружениями.
Свою работу я начала с разработки цикла занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятие состоит из двух частей. В среднем и старшем дошкольном возрасте первая часть занятия - знакомство со свойствами магнита, проведение различных опытов. Вторая часть занятия - конструирование плоскостных фигур («Дорожка для зайчика», «Кораблик», «Бусы», «Домики» и т. д. в среднем возрасте) или объемных моделей (куб, пирамида и на их основе сюжетные постройки в старшем).
Цель первой части— развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Цель второй части - развитие способности детей к наглядному моделированию.
Использовала магнитный конструктор как в индивидуальной работе с детьми в качестве дидактического материала для закрепления полученных знаний, так и во время занятий при изучении нового материала. При этом он идеально подходит для использования в ходе совместной образовательной деятельности детей и педагогов, направленной на решение сразу нескольких образовательно-воспитательных задач. Сам конструктор выступает не просто дидактическим материалом, а средством поддержания познавательного интереса у ребенка и его активизации.
Магнитный конструктор при правильной организации групповой работы с ним является и средством формирования компетентностей социального взаимодействия и общения вне зависимости от темы беседы. Изначально при работе с конструктором дети сталкиваются с необходимостью взаимодействия между собой, выполняя задачу педагога совместно построить одну фигуру, одну модель. Получая в руки только палочки, которые могут быть соединены между собой при помощи шариков, ребенок вынужден обращаться к тому партнеру, кому даны шарики. Таким образом, у детей тренируется способность установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия.
Во время создания совместных построек дети учатся находить решения для реализации единой цели, распределять роли, договариваться между собой.