Людмила Келехсашвили
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. АТЕЛЬЕ". Дети должны знать:
Названия предметов зимней одежды, обуви, головных уборов.
Их назначение. Из какого материала они изготовлены. Чем отличается зимняя одежда, обувь и головные уборы от летней и осенней. Что одежду можно шить в ателье. Расширение словарного запаса: существительные, прилагательные, глаголы. Грамматика: Образование.
-уменьшительных форм существительных (шуба- шубка)
-множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба- шубы -много шуб).
Публикация «Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- относительных прилагательных от существительных зима, работа, улица, дети, мужчина, женщина (зима- зимняя).
- относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (шерсть- шерстяной).
- приставочных глаголов (подшить, пришить, перешить, высушить, завязать, подвязать).
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги… .
Практическое употребление предлогов «на», «к», «из».
Практическое употребление несклоняемого существительного пальто, составление словосочетаний и предложений.
Составление описательных рассказов, используя схему.
Дидактические игры. «Сначала - потом» (составление сложносочинённых предложений с союзом «а»). Сначала мы надеваем шубу, а потом варежки.
«Подбор признаков к существительному» : шуба (какая)-тёплая, пушистая, мягкая, красивая….;шапка (какая)- … .
«Подбери слова» (винительный падеж).
Что вяжут?- шапку, варежки, …
Что шьют?- пальто, платье, …
Что надевают?- пальто, шубу, …
Что обувают?- сапоги, валенки…
Что штопают?- носки, варежки…
Что завязывают?- шнурки, платок…
«Узнай по описанию»- описать предметы одежды, обуви детей, они отгадывают, кому они принадлежат.
«Из чего- какой?»(образование относительных прилагательных) : из шерсти- шерстяной, из меха- меховой, …
«Узнай материал на ощупь»- определить с закрытыми глазами на ощупь материал, из которого сделан предмет.
«Назови ласково» (шуба-шубка)
О. А. Белобрыкина. Дидактические игры.
Старшая группа : «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Пропущенные слова», «Что от чего», «Чем был?», «Чем будет?», «Что общего?», «Рисунок по кругу», «Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения», «Оживление», «Странные рассказы», «Скрещивание», «Разрезные картинки».
Подготовительная группа: «Классификация», «Волшебные картинки», «Весёлые картинки», «Рассказы- каламбуры», «Веришь-не веришь», «Вопросы и ответы», «Странные рассказы», «Бесконечное предложение», «Скрещивание», «Рассказ от первого лица».
Упражнение для пальчиков.
Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачёк.
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме
в свой домишко не попал». одного.
Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся
«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок.
Здравствуй, пальчик, как
живёшь?» Разжать кулачок.
Отгадывание загадок. Чёрная, а не земля, пушистая, а не снег,
Греет, а не печка. (шуба).
Если снег и если стужа,
Если ветер на дворе
Чтобы не был ты простужен,
Домик нужен голове. (шапка)
Две сестрички, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой,
Как гулять- их надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днём - домой. (валенки)
Речевое творчество.
Придумать новый конец к сказке «Рукавичка».
Рисование одежды, обуви, головных уборов для сюжетно-ролевой игры «Магазин-одежды».
Придумать сюжет для игры «Магазин-одежды».
Придумать сюжет для игры «Оденем зайку на прогулку».
Придумать сюжет для игры «Ателье».
Родителям рекомендуется.
Напомнить ребёнку о том, какое сейчас время года. Обратить внимание на погоду (на улице холодно, идёт снег, дует холодный ветер, может быть метель). Рассказать ребёнку о зимней одежде, головных уборах, и обуви, об их назначении.
Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью. Во время прогулки вместе с ребёнком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы.
В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.