Ольга Потриденная
Методический материал по организации тематического контроля в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью тематического контроля является : изучение выполнения основной общеобразовательной программы по конкретным разделам.
В ходе тематического контроля устанавливается :
1. как выполняются нормативные документы
2. как идет работа по решению задач годового плана
3. как устраняются выявленные за прошедший год недочеты в образовательной работе
4. насколько эффективно воспитатели используют:
a. рекомендации консультаций, семинаров, семинаров-практикумов;
b. лучший опыт, представленный на открытых просмотрах.
Публикация «Методический материал по организации тематического контроля в группах раннего возраста» размещена в разделах
План тематического контроля доводится до сведения воспитателей, это побуждает их к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Этот вид контроля позволяет мобилизовать внимание коллектива на решение определенных задач, которые решаются недостаточно успешно. Итоги тематического контроля по состоянию работы по годовым задачам в детском саду обсуждаются на педагогическом совете, документ – аналитическая справка.
Подготовка тематического контроля состоит из нескольких важных этапов:
1. целеполагание тематического контроля. Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т. п.
2. составление руководства тематическим контролем. Руководство составляется с учетом специфики ДОУ и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы. Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Надо добросовестно поработать с программой, обратить особое внимание на то, что идет усложнение раздела программы в зависимости от возраста детей, подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов. От того, насколько продуманным и содержательным будет руководство тематическим контролем, зависит глубина изучения вопроса. Руководство необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Старший воспитатель детского сада обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю. Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
План тематического контроля
«Социально-нравственное, эмоциональное развитие»
Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.
Срок проведения с " " по " " 20 г.
Содержание контроля Методика организации контроля
Выявить уровень социальной компетентности:
• овладение социальными формами общения (неречевыми и речевыми);
• формирование базисного доверия к миру;
• овладение социальными формами общения с взрослыми сверстниками
1. Анализ совместной деятельности - драматизации по русским народным сказкам, например: «Снегурочка и лиса», «Упрямые козы». Или занятия - инсценировки, например: Ел. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца» и т. д.
2. Дидактические игры-занятия,
например: «Чей голос?», «На прогулку», «Поручения», «Делай сам», «Перепрыгни через ров», «Ветер», «Кто как кричит», «По реке плывет кораблик» и т. д.
3. Дидактические игры, например: «Азбука
настроений», «Станем в круг», «Угадай, кто
это?», «Кто веселый, а кто грустный», «Забавные гномы», «Зайка-зайка попляши».
4. Рассматривание картинок, иллюстраций на различные эмоциональные состояния ( наборы картинок: люди, птицы, животные).
5. Наблюдения за игровыми действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности и поддержка ее результатов (положительная самооценка, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к партнерам по игре и т. д.).
6. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К. Л. Печоры) на возрастной период
Знание воспитателями программы по теме. Анализ методов, приемов и форм работы с детьми
Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты и т. д.).
\
• Анализ проведения совместной деятельности воспитателем.
• Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.
• Анализ самостоятельных игровых действий.
• Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня.
• Анализ самообразования воспитателя.
• Анализ работы воспитателя с родителями
Система планирования работы с детьми
Анализ календарных планов работы за квартал: выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры
Оценка условий для правильной организации и проведению работы :
• В группе;
• В методическом кабинете;
• В учреждении
Посещение групп.
Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе :
• разнообразного игрового материала и дидактических игрушек для разнообразной деятельности детей, к русским народным сказкам, атрибутики к играм;
• картинок с изображением лиц людей с разными настроениями, иллюстраций к произведениям, пиктограмм на эмоциональные состояния (мужчина, женщина, птицы, животные с веселыми и грустными эмоциональными состояниями;
• альбомов с фотографиями детей с любимой игрушкой, домашними животными, родителями;
• детской художественной литературы по сказкам, устному народному творчеству, произведениям по программе;
• кукольных театров
Оценка работы с родителями
• Анализ анкетирования;
• Анализ планов;
• Анализ наглядной агитации по данному направлению;
• Анализ индивидуального собеседования с родителями;
• Посещение родительских собраний, открытых занятий
План тематического контроля
«Познавательное развитие»
Цель: оценка состояния образовательной работы по теме.
Срок проведения с " " по " " 20 г.
Проверку проводила:
Содержание контроля Методика организации контроля
Конструирование. Сенсорное развитие:
• выявить уровень сенсорного развития детей по отличию предметов по форме, величине, цвету;
• конструктивные навыки в соответствии с программой
1. Совместная деятельность с дидактическими пособиями, строительным материалом : наборы конструктивных материалов различной величины, цвета, формы (кирпичиков, кубиков, пластин,
брусков, машин различной величины, кукол, наборы игрушечных животных и т. д.)
2. Специальные игры на различение цвета, формы, величины предметов, например:
«Дороги для машин», «Заборы», «Загородки», «Мосты», «Мебель для кукол»
3. Наблюдения за игровыми действиями в
процессе самостоятельной игровой деятельности