Наталья Анохина
Презентация для старших воспитателей ДОУ «Тематический контроль в ДОУ»
▼ Скачать
(2) Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и другим нормативно-правовым документам в области образования.
Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ.
Публикация «Презентация для старших воспитателей ДОУ „Тематический контроль в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
(3)Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы педагогической работы с детьми, направленной на реализацию образовательной программы, воспитание и развитие ребенка.
Содержание тематического контроля – изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по:
- Одному из разделов программы, который определен задачами, указанными в годовом плане ДОУ;
- результатам оперативного контроля, в ходе которого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды, целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу.
- внедрению передового педагогического опыта, внедрению материалов семинара, пройденного в ДОУ и др.
(4) Тематический контроль осуществляется в 3 этапа:
1) подготовительный
2) реализационный
3) аналитический
(5) На подготовительном этапе
- издается приказ о проведении контроля, назначении ответственных лиц;
- составляется программа контроля, где указывается тема, ответственные лица, сроки, цель и задачи предстоящего контроля;
(6) - составляется график проведения контроля (условие необязательное, используется для удобства, чтобы своевременно использовать все запланированные методы контроля)
(7-8) – составляется план проведения проверки, где отражаются содержание и методы контроля. По К. Ю. Белой план состоит из 5 разделов:
1. Обследование знаний, умений, навыков детей
2. Оценка профессионального мастерства воспитателей
3. Создание условий
4. Планирование работы
5. Работа с родителями
По каждому разделу используются соответствующие методы контроля: это могут быть: анализ диагностических карт, наблюдение и беседы с детьми, анализ деятельности педагога и детей в ООД, в режиме дня, анализ наглядной информации для родителей, проверка планов работы и т. д.
С планом педагогический коллектив должен ознакомиться заранее.
(9) Далее на данном этапе разрабатываются рабочие материалы: подготавливаются схемы анализа, диагностические карты, анкеты для родителей, педагогов. Очень удобна книга Оксаны Алексеевны Скоролуповой, которая в своей книге «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» предлагает рабочие материалы практически по всем направлениям программы.
На 2 этапе - реализационном, осуществляется реализация запланированных методов контроля, и заполняются рабочие материалы. Устанавливается, насколько уровень знаний детей по данному разделу соответствует программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе и др.
(10) 3 этап – аналитический включает в себя:
- анализ полученных данных и составление аналитической справки
- вынесение итогов контроля на заседание педсовета
- издание приказа об итогах тематического контроля
(11) Анализ результатов тематического контроля позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам составляется аналитическая справка, включающая в себя все разделы плана. В каждом разделе отражаются выявленные положительные моменты и имеющиеся проблемы.
Содержание разделов справки:
1. Оценка уровня ЗУНов детей в разных возрастных группах. Т. е. здесь определяется, насколько дети владеют ЗУНами по изучаемому разделу.
2. Оценка проф. мастерства педагогов (уровень знания педагогами требований программы ДОУ, возрастных особенностей детей, учет индивидуальных особенностей детей при построении ВОП, анализ ПРС с точки зрения компетентности педагога в ее организации).
3. Создание условий (уровень организации ПРС с точки зрения ее содержания, наличие метод. литературы в группах, методкабинете)
4. Планирование работы (изучается КТП, календарное планирование (в ООД, ОД в режиме дня, индивидуальная работа с детьми).
5. Работа с родителями (наглядная информация, открытые показы, отражение тематики контроля на родительских собраниях, конференциях и т. д.)
6. Выводы и рекомендации. Что можно предпринять для повышения качества ВОП
Выводы заслушиваются на заседании Педсовета, на котором принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Практика показывает, что существует несколько основных причин недостатков в реализации программы. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.
- если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
- при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
- при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т. д. ;