Приложение МААМ

Методический доклад «Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ»

Мария Салтанович
Методический доклад «Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема межпредметных связей среди преподавателей фортепиано и преподавателей теоретических дисциплин на сегодняшний день очень актуальна. К сожалению, чуть ли не в каждой музыкальной школе есть категория учащихся, не желающих посещать уроки сольфеджио, есть родители, которые считают, что теоретические дисциплины - это необязательные предметы, (главное, чтобы ребенок научился играть). Иногда отсутствует комплексная деятельность между преподавателями по специальности и сольфеджио, нет тесного сотрудничества, не ведется совместная работа над развитием и воспитанием ребенка, нет единых методов и приемов работы. Каждый педагог работает как бы в своей «стихии». Так, преподаватель теоретических дисциплин считает основной целью своего предмета - воспитание музыкального слуха, что достигается в основном традиционными формами работы на уроках : пением нотных примеров по учебникам, записью музыкальных диктантов и т. д., а педагог фортепиано в основном стремится, прежде всего, выполнить годовые требования учебной программы, подготовить своих учеников к выступлениям на зачетах и экзаменах. Таким образом, музыкально-эстетическое развитие ученика оказывается и в том, и в другом случае односторонним, живое восприятие музыки заслоняется решением технических задач. Это заметно в выступлениях обучающихся фортепианного отделения, где смысл и содержание музыкальных произведений не доносятся до слушателей!

Публикация «Методический доклад „Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ“» размещена в разделах

Обучение игре на фортепиано предполагает приобретение

учеником знаний во всех областях музыкальной науки. Для того,

чтобы исполнить какое-либо произведение в точном соответствии с

текстом и придать исполнению выразительность и законченность,

ученик должен обладать познаниями в сольфеджио, музыкальной

литературе, ритмике и других школьных предметах. Данные

навыки облегчат работу над произведением и сделают ее более

понятной и интересной. А чтобы изучение предметов не

происходило разрозненно - возрастает роль взаимосвязи

дисциплин: внутренней – между предметами, преподаваемыми в

музыкальной школе и внешней – между предметами музыкального

и общеобразовательного направлений.

Использование единых методов и приемов на уроках специальности и теоретических предметов дает преимущество комплексной деятельности.

В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов

развития образовательной системы, способствуя решению важной

проблемы современного образования — разрозненности знаний

учащихся.

В связи с этим урок по фортепиано требует от преподавателя

комплексного подхода, основанного на интеграции элементов

различных дисциплин, изучаемых в ДШИ. Сейчас каждый

преподаватель вне зависимости от того, что он преподаёт, должен

быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем

сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.

Элементы ритмики на уроке фортепиано как метод

формирования чувства ритма у учащихся

Проблема формирования чувства ритма – одна из наиболее

важных и одна из наиболее сложных. Музыкальное ритмическое

чувство - это способность активно переживать (отражать в

движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать

эмоциональное выражение временного хода музыкального

движения. Чувство музыкального ритма - двигательно–моторно в

своей основе. Музыкально-ритмическое переживание человека

отзывается его мышечным чувством, т. е. ритмическое переживание

музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными

реакциями, проявляющимися в виде подсознательного,

«машинального» отбивания ритма ногой, различных движений «в

такт» пальцев, головы, корпуса.

Важнейший в ритмическом воспитании начинающего пианиста

навык должен быть связан с восприятием и воспроизведением

равномерной последовательности одинаковых длительностей,

являющийся основой для развития чувства темпа. В качестве

эталонов темпа могут служить три основных разновидности –

медленный, умеренный и быстрый. Одновременно с выработкой

ощущения одинаковых длительностей – долей - учащиеся

сталкиваются с понятием «акцент» (ударение, понятное ему из

разговорной речи). Выработку ощущения чередующихся

пластических ударений – «чувство акцента» - считается важной

стороной ритмического воспитания.

С первых уроков учащегося-пианиста формируется и чувство

соотношения длительностей. В урок включаются комбинации из

неравномерных длительностей. Опираясь на двигательномоторную основу ритма, полезным видом в начале обучения может

служить одновременное исполнение метра и ритмического рисунка

простых попевок в движении (метр - шаги, ритм – четвертные

ладонью по ноге, восьмые - хлопки). Для начинающих музыкантов

данный вид исполнения ритмического рисунка (руки)

одновременно с метрической пульсацией (ноги) представляет

немалую трудность, однако исполнение ритмического рисунка в

движении, его пение и заполнение развивает навык органической

связи движения с музыкой.

Необходимо подчеркнуть важность этой начальной фазы

ритмического воспитания, не овладев умениями и навыками

которой, учащийся не сможет успешно продвигаться вперед.

Элементы музыкальной литературы на уроке фортепиано

как метод формирования чувства формы у учащихся.

Проблема развития чувства формы у учащихся стоит в

современной музыкальной педагогике довольно остро. Конечной

целью данного важного и трудоемкого процесса нужно считать

воспитание в ребенке грамотного слушателя и исполнителя.

Промежуточными целями при этом будут являться умение

проследить логику развития музыкального материала, понимание

выразительного значения тем и разделов.

Если обобщить подходы к данной проблеме авторов

большинства из распространенных пособий, то поэтапное развитие

чувства формы начинается с первого года обучения с приобретения

слуховых навыков в осознании членения мелодии на отдельные

построения-фразы и соотношения фраз между собой (в основном

по принципу повторности и неповторности).

Решение проблемы расчлененности музыкальной речи ясно и

методически целесообразно представлено в методическом пособии

по сольфеджио для 1 класса ДМШ М. Антошиной и Н. Надёжиной,

вышедшем в 1970 году. Самым ценным их наблюдением можно

считать неразрывную связь слухового анализа с музыкальным

исполнительством даже на самом начальном этапе. Предлагается

обратить внимание на особые ощущения, которые помогают

угадать моменты смены дыхания при пении и снятия руки при игре

на фортепиано. Кажется, особо важным то, что движение и пение в

данном случае взаимосвязаны. Такой комплексный подход

особенно удобен для работы с маленькими детьми.

Словесно выражать ощущения цезуры на границах построений

необходимо без громоздких объяснений и заучивания определений.

Например, в слуховом анализе доступного ученику произведения,

помимо выделения основных построений, разделы формы

сравниваются между собой. Для того, чтобы зафиксировать

строение пьесы, рекомендуется применять не термины или

буквенные схемы, а наглядные условные обозначения. Можно

применить, например, геометрические фигуры разной формы и

цвета. При этом смена цвета фигуры будет условно обозначать

вариант темы, а смена формы – смену музыкального материала.

Например:

- период повторного строения

- простая трехчастная форма типа A A1 A

- простая трехчастная форма типа A В A

Различные виды построения музыкальных пьес в ее

простейших проявлениях можно квалифицировать следующим

образом:

A. музыкальная фраза и ее простое повторение;

B. фраза с вариантным повторением;

C. фраза с построением в виде вопроса и ответа;

D. фраза с развитием, приобретающим значение новой

фразы.

Благодаря этой систематизации у ребенка закладывается предварительная слуховая база для дальнейшего освоения форм периода, вариационной, простой двухчастной и простой трехчастной форм.

Распространенная форма структурного анализа мелодии заключается в определении:

делится ли мелодия на фразы?

если делится, то на сколько?

повторны или не повторны фразы?

Ученику, освоившему ноты и длительности, рекомендуется

предложить такую форму работы, как поиск «на глаз» в тексте

цезур для дыхания. Это новый шаг в восприятии формы – ощущение построений в качестве своеобразного графического

объекта. В дальнейшей работе можно вводить буквенное

обозначение разделов формы. Это, в частности, помогает ощутить

разницу между трёхчастной формой и двухчастной репризной. При

объяснении более сложных форм может помочь пособие М.

Финкельштейна «Музыка от А до Я». Так, форма родно

сравнивается со «Сказкой о рыбаке и рыбке», а вариации

рассматриваются на примере стихотворения Д. Хармса.

Основу связей между дисциплинами предполагает слуховое

развитие, которое осуществляется посредством слушания музыки,

пения, игры на инструменте и путём специальных упражнений в

классе сольфеджио. Главная цель слухового развития: научить

детей воспринимать сущность музыки, её содержательность. Если

одна из основ для осуществления межпредметных связей –

слуховая природа, то другая такая основа – это единство

музыкального материала, который составляет содержание учебных

программ. Народные песни в обработке композиторов учащиеся и

поют, и разбирают, и играют.

Таким образом, включение в урок фортепиано всевозможных

знаний, касающихся различных дисциплин, является основой

принципа развивающего обучения в музыкальной педагогике.

Важнейшим смыслом подобной интеграции является воспитание в

сознании учащегося ощущения единства, целостности

образовательного процесса в школе. Таким образом, решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой, делаем

вывод, что межпредметные связи в работе детского

образовательного учреждения необходимы для наиболее полного

всестороннего эстетического развития ребенка, позволяющего

направлять учащихся на познание мира в его многообразии,

развивать потенциал учеников, побуждать их к активному

познанию окружающей действительности, повышать их

познавательный интерес, развивать воображение, внимание,

мышление, речь и память.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978 г.

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1989 г.

3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. -М., 1973 г.

4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975 г.

5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982 г.

6. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963 г.

7. Шеломов Б. Импровизация на уроке сольфеджио. Л., 1977 г

8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ интегрированных уроков. Анализ современного урока : Практическое пособие. – Ростов н/ Д: «Учитель», 2003.

9. Лапинская Л. А. Предмет специальности через призму межпредметных связей.

10. Лойко Л. П. Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами.

11. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. Музыка, 1985г.

12. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с

картинками и фантазиями. – С. -Петербург: Композитор, 2008г

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Игра для педагогов ДОУ «Педагогический брейн-ринг «Знания — залог успеха»Игра для педагогов ДОУ «Педагогический брейн-ринг «Знания — залог успеха» Игра для педагогов ДОУ «Педагогический брейн-ринг «Знания – залог успеха» Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина М. А. Цель:.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни».Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни». Уверенный в себе человек - это человек, который принимает себя. Каково же это представление о самом себе? Родители должны ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический доклад «Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 09:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический доклад «Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Салтанович (УИ 2041019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД