Мария Салтанович
Методический доклад «Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема межпредметных связей среди преподавателей фортепиано и преподавателей теоретических дисциплин на сегодняшний день очень актуальна. К сожалению, чуть ли не в каждой музыкальной школе есть категория учащихся, не желающих посещать уроки сольфеджио, есть родители, которые считают, что теоретические дисциплины - это необязательные предметы, (главное, чтобы ребенок научился играть). Иногда отсутствует комплексная деятельность между преподавателями по специальности и сольфеджио, нет тесного сотрудничества, не ведется совместная работа над развитием и воспитанием ребенка, нет единых методов и приемов работы. Каждый педагог работает как бы в своей «стихии». Так, преподаватель теоретических дисциплин считает основной целью своего предмета - воспитание музыкального слуха, что достигается в основном традиционными формами работы на уроках : пением нотных примеров по учебникам, записью музыкальных диктантов и т. д., а педагог фортепиано в основном стремится, прежде всего, выполнить годовые требования учебной программы, подготовить своих учеников к выступлениям на зачетах и экзаменах. Таким образом, музыкально-эстетическое развитие ученика оказывается и в том, и в другом случае односторонним, живое восприятие музыки заслоняется решением технических задач. Это заметно в выступлениях обучающихся фортепианного отделения, где смысл и содержание музыкальных произведений не доносятся до слушателей!
Публикация «Методический доклад „Реализация межпредметных связей — залог успеха обучения и воспитания обучающихся на уроках в ДМШ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обучение игре на фортепиано предполагает приобретение
учеником знаний во всех областях музыкальной науки. Для того,
чтобы исполнить какое-либо произведение в точном соответствии с
текстом и придать исполнению выразительность и законченность,
ученик должен обладать познаниями в сольфеджио, музыкальной
литературе, ритмике и других школьных предметах. Данные
навыки облегчат работу над произведением и сделают ее более
понятной и интересной. А чтобы изучение предметов не
происходило разрозненно - возрастает роль взаимосвязи
дисциплин: внутренней – между предметами, преподаваемыми в
музыкальной школе и внешней – между предметами музыкального
и общеобразовательного направлений.
Использование единых методов и приемов на уроках специальности и теоретических предметов дает преимущество комплексной деятельности.
В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов
развития образовательной системы, способствуя решению важной
проблемы современного образования — разрозненности знаний
учащихся.
В связи с этим урок по фортепиано требует от преподавателя
комплексного подхода, основанного на интеграции элементов
различных дисциплин, изучаемых в ДШИ. Сейчас каждый
преподаватель вне зависимости от того, что он преподаёт, должен
быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем
сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.
Элементы ритмики на уроке фортепиано как метод
формирования чувства ритма у учащихся
Проблема формирования чувства ритма – одна из наиболее
важных и одна из наиболее сложных. Музыкальное ритмическое
чувство - это способность активно переживать (отражать в
движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать
эмоциональное выражение временного хода музыкального
движения. Чувство музыкального ритма - двигательно–моторно в
своей основе. Музыкально-ритмическое переживание человека
отзывается его мышечным чувством, т. е. ритмическое переживание
музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными
реакциями, проявляющимися в виде подсознательного,
«машинального» отбивания ритма ногой, различных движений «в
такт» пальцев, головы, корпуса.
Важнейший в ритмическом воспитании начинающего пианиста
навык должен быть связан с восприятием и воспроизведением
равномерной последовательности одинаковых длительностей,
являющийся основой для развития чувства темпа. В качестве
эталонов темпа могут служить три основных разновидности –
медленный, умеренный и быстрый. Одновременно с выработкой
ощущения одинаковых длительностей – долей - учащиеся
сталкиваются с понятием «акцент» (ударение, понятное ему из
разговорной речи). Выработку ощущения чередующихся
пластических ударений – «чувство акцента» - считается важной
стороной ритмического воспитания.
С первых уроков учащегося-пианиста формируется и чувство
соотношения длительностей. В урок включаются комбинации из
неравномерных длительностей. Опираясь на двигательномоторную основу ритма, полезным видом в начале обучения может
служить одновременное исполнение метра и ритмического рисунка
простых попевок в движении (метр - шаги, ритм – четвертные
ладонью по ноге, восьмые - хлопки). Для начинающих музыкантов
данный вид исполнения ритмического рисунка (руки)
одновременно с метрической пульсацией (ноги) представляет
немалую трудность, однако исполнение ритмического рисунка в
движении, его пение и заполнение развивает навык органической
связи движения с музыкой.
Необходимо подчеркнуть важность этой начальной фазы
ритмического воспитания, не овладев умениями и навыками
которой, учащийся не сможет успешно продвигаться вперед.
Элементы музыкальной литературы на уроке фортепиано
как метод формирования чувства формы у учащихся.
Проблема развития чувства формы у учащихся стоит в
современной музыкальной педагогике довольно остро. Конечной
целью данного важного и трудоемкого процесса нужно считать
воспитание в ребенке грамотного слушателя и исполнителя.
Промежуточными целями при этом будут являться умение
проследить логику развития музыкального материала, понимание
выразительного значения тем и разделов.
Если обобщить подходы к данной проблеме авторов
большинства из распространенных пособий, то поэтапное развитие
чувства формы начинается с первого года обучения с приобретения
слуховых навыков в осознании членения мелодии на отдельные
построения-фразы и соотношения фраз между собой (в основном
по принципу повторности и неповторности).
Решение проблемы расчлененности музыкальной речи ясно и
методически целесообразно представлено в методическом пособии
по сольфеджио для 1 класса ДМШ М. Антошиной и Н. Надёжиной,
вышедшем в 1970 году. Самым ценным их наблюдением можно
считать неразрывную связь слухового анализа с музыкальным
исполнительством даже на самом начальном этапе. Предлагается
обратить внимание на особые ощущения, которые помогают
угадать моменты смены дыхания при пении и снятия руки при игре
на фортепиано. Кажется, особо важным то, что движение и пение в
данном случае взаимосвязаны. Такой комплексный подход
особенно удобен для работы с маленькими детьми.
Словесно выражать ощущения цезуры на границах построений
необходимо без громоздких объяснений и заучивания определений.
Например, в слуховом анализе доступного ученику произведения,
помимо выделения основных построений, разделы формы
сравниваются между собой. Для того, чтобы зафиксировать
строение пьесы, рекомендуется применять не термины или
буквенные схемы, а наглядные условные обозначения. Можно
применить, например, геометрические фигуры разной формы и
цвета. При этом смена цвета фигуры будет условно обозначать
вариант темы, а смена формы – смену музыкального материала.
Например:
- период повторного строения
- простая трехчастная форма типа A A1 A
- простая трехчастная форма типа A В A
Различные виды построения музыкальных пьес в ее
простейших проявлениях можно квалифицировать следующим
образом:
A. музыкальная фраза и ее простое повторение;
B. фраза с вариантным повторением;
C. фраза с построением в виде вопроса и ответа;
D. фраза с развитием, приобретающим значение новой
фразы.
Благодаря этой систематизации у ребенка закладывается предварительная слуховая база для дальнейшего освоения форм периода, вариационной, простой двухчастной и простой трехчастной форм.
Распространенная форма структурного анализа мелодии заключается в определении:
делится ли мелодия на фразы?
если делится, то на сколько?
повторны или не повторны фразы?
Ученику, освоившему ноты и длительности, рекомендуется
предложить такую форму работы, как поиск «на глаз» в тексте
цезур для дыхания. Это новый шаг в восприятии формы – ощущение построений в качестве своеобразного графического
объекта. В дальнейшей работе можно вводить буквенное
обозначение разделов формы. Это, в частности, помогает ощутить
разницу между трёхчастной формой и двухчастной репризной. При
объяснении более сложных форм может помочь пособие М.
Финкельштейна «Музыка от А до Я». Так, форма родно
сравнивается со «Сказкой о рыбаке и рыбке», а вариации
рассматриваются на примере стихотворения Д. Хармса.
Основу связей между дисциплинами предполагает слуховое
развитие, которое осуществляется посредством слушания музыки,
пения, игры на инструменте и путём специальных упражнений в
классе сольфеджио. Главная цель слухового развития: научить
детей воспринимать сущность музыки, её содержательность. Если
одна из основ для осуществления межпредметных связей –
слуховая природа, то другая такая основа – это единство
музыкального материала, который составляет содержание учебных
программ. Народные песни в обработке композиторов учащиеся и
поют, и разбирают, и играют.
Таким образом, включение в урок фортепиано всевозможных
знаний, касающихся различных дисциплин, является основой
принципа развивающего обучения в музыкальной педагогике.
Важнейшим смыслом подобной интеграции является воспитание в
сознании учащегося ощущения единства, целостности
образовательного процесса в школе. Таким образом, решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой, делаем
вывод, что межпредметные связи в работе детского
образовательного учреждения необходимы для наиболее полного
всестороннего эстетического развития ребенка, позволяющего
направлять учащихся на познание мира в его многообразии,
развивать потенциал учеников, побуждать их к активному
познанию окружающей действительности, повышать их
познавательный интерес, развивать воображение, внимание,
мышление, речь и память.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978 г.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1989 г.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. -М., 1973 г.
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975 г.
5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982 г.
6. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963 г.
7. Шеломов Б. Импровизация на уроке сольфеджио. Л., 1977 г
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ интегрированных уроков. Анализ современного урока : Практическое пособие. – Ростов н/ Д: «Учитель», 2003.
9. Лапинская Л. А. Предмет специальности через призму межпредметных связей.
10. Лойко Л. П. Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами.
11. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. Музыка, 1985г.
12. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с
картинками и фантазиями. – С. -Петербург: Композитор, 2008г