Великий Сергей
Методические указания по сольфеджио «Работа с интервалами в младших классах, творческие методы и способы усвоения материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио», в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ - развитие музыкального слуха. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям, в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в изучении данной темы.
Темочки:
Развитие музыкального слуха, невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающийся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Интервал «составляет сердце и душу музыки» (Л. Бернстайн, «это поистине живая клеточка музыки. В нём часто заключена самая соль гармонии» (Г. Виноградов, Е. Красовская стр. 89 «Занимательная теория музыки»).
Работать следует над двумя основными в освоении этого элемента музыкального языка, сторонами:
1) первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности;
2) вторая - на изучение мелодического свойством интервала - основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического, гармонического интервала, необходимо ставить следующие задачи:
1. Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха.
2. Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку, «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б. Асафьев).
Цели и задачи при изучении интервалов :
Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Возможность правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме даёт возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха - результат развития относительного слухового восприятия. Ведь учащиеся, обучающиеся в ДМШ, ДШИ, далеко не все, на первом этапе знакомства с музыкой, имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса сольфеджио, является ладовое чувство.
Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить
голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых
метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой
интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.
При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон» : здесь полезным будет упражнение на тактильность и зрительную память - показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и чёрных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте
фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определённую заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов».
На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно -зрительную систему ассоциаций. Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович Кирюшин.
Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух
- способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме. Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его консонансность или диссонансность.
Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:
1. определить по звучанию консонанс или диссонанс;
2. определить, пропевая от основания к вершине расстояние между звуками - узкий интервал или широкий;
3. определить окраску интервала - мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.
В пособии Т. Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены упражнения в ладу, даны секвенции, что позволяет активизировать ладовые представления. Целью в создании такого пособия было, систематическое, поэтапное освоение материала, опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ. Целесообразно пропевать интервальные последовательности двухголосно, гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком задании развивается гармоническое мышление, способность слушать одновременное звучание голосов, следить за своим голосом.
Методическое пособие Т. А. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» по сравнению с предыдущими (выше перечисленными, появилось не так давно и было специально разработано для подготовительных групп и 1-2 классов семилетнего курса обучения в ДМШ.