Лариса Зайцева
Особенности работы концертмейстера с хором мальчиков
▼ Скачать + Заказать документы
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г. Струве»
Методический доклад на тему:
«Особости работы концертмейстера с хором мальчиков»
Зайцева Лариса Николаевна
Преподаватель, концертмейстер
г. Железногорск 2022
Привлечь мальчика в хор практически невозможно. Для этого необходимо приложить немало усилий руководителю хора и концертмейстеру, которые должны вместе двигаться в одном направлении. Не все хоровики считают концертмейстера полноправным коллегой. Хотя концертмейстеру надо не только хорошо играть на инструменте, прекрасно читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, делать аранжировки, но и владеть знаниями, необходимыми для работы с вокалистами, вокальными ансамблями и хорами.
Темочки:
Для работы на хоре мальчиков концертмейстеру требуется обладать хорошим навыком чтения с листа, понимать основные дирижерские жесты, основы певческого дыхания, постановки голоса. Часто концертмейстеру приходится стать хормейстером на уроке хора, (из-за его отсутствия, а без знаний, перечисленных выше, это невозможно.
Хор мальчиков – это специфический и своеобразный коллектив. По природе мальчишки гораздо активнее девочек. Они любят подвижные игры, спортивные секции, современные танцы. В современном обществе у бытует мнение, что пение в хоре – занятие исключительно для девочек. Поэтому, когда мальчика приводят в хоровой коллектив, руководитель и концертмейстер уделяют ему особое внимание и создают все условия для занятий. И, когда занятия принесят определенные плоды (концертные выступления, призовые места и участие в конкурсах, поездки) – мальчики отвечают преданностью коллективу и не покидают его. Конкурсная деятельность очень важна для коллектива мальчиков. Она вызывает заинтересованность, создает дружескую атмосферу единой команды. Целесообразно занятия с мальчиками проводить в быстром темпе и часто сменяя задачи. Можно устраивать соревнования, чья партия лучше или кто чище исполнит какой-нибудь эпизод, проводить физкультминутки.
Огромное значение в работе хора играет правильный выбор репертуара. Мальчикам нравится петь военные, патриотические, народные песни, шуточные. Сложность произведений не пугает мальчиков. Они с легкостью справляются с трехголосием. При соединении всех партий часто возникает интонационная фальшь, особенно это характерно для мальчиков, так как они менее внимательно, чем девочки, концентрируются на слуховых впечатлениях. Концертмейстеру приходится так изменять аккомпанемент, чтобы охватывать хоровую партитуру или отдельный голос, сопровождая их пение. Со временем голоса ребят крепнут, мутируют и звучание хора окрашивается новыми красками, расширяется диапазон звучания, что позволяет разнообразить репертуар коллектива. Также сложности возникают в ритмическом ансамбле – додерживать длинные ноты, пунктирный ритм, синкопы, паузы и т. д. и концертмейстеру необходимо проигрывать отдельные сложные места в точном ритме и проучивать их с хором. Иногда для разучивания трудных эпизодов концертмейстер упрощает фортепианную партию, это приносит пользу при прорабатывании правильной интонации и ритма. Но для концертного исполнения необходимо полноценное звучание аккомпанемента.
Концертмейстеру надо приспособиться к особенностям дирижера хора, с которым он работает. Без взаимопонимания полноценный творческий союз просто невозможен. Концертмейстеру необходимо постоянно чувствовать заранее желание хормейстера изменить темп или динамику, при этом контролировать звучание инструмента с хором. Бывают ситуации, когда концертмейстеру не видно руководителя хора и в таком случае ему приходится полностью полагаться на свою концертмейстерскую интуицию, чувствовать хоровой коллектив, улавливать малейшие изменения, удерживать единый темп.
Умение слушать себя и звучание хора – самое главное умение концертмейстера. Далеко не все талантливые концертирующие пианисты могут быть концертмейстером. Выдающийся аккомпаниатор Е. Шендерович, писал: «Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста».
И, несмотря на все сложности, звучание хора мальчиков производит на слушателя неизгладимое впечатление. Звучание такого хора пробуждает в слушателях патриотическое, духовное, гражданское сознание. Хор мальчиков – это изюминка праздничного или школьного концерта, будь он посвящен Дню 8 марта, 23 февраля или Великой Победе. Это концертная единица украшение и гордость музыкальной школы.
Знание специфических певческих проблем и задач должно органично войти в сознание каждого концертмейстера, работающего с детским хором. Стать хорошим хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии и по-настоящему любит хоровое искусство.
Список литературы:
1. Шендерович, Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: советы аккомпаниатора/ Е. М. Шендерович. – Москва: Музыка, 1972.
2. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе : Размышления педагога — М. : Музыка, 1996.