Саида Мамедова
Методические рекомендации воспитателям «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации воспитателям
по теме «С чего начинается Родина«?
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям.
Коренные преобразования начала XXI века, определившие крутой поворот в новейшей
истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и
Публикация «Методические рекомендации воспитателям „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
духовной сферах общества и сознании ее граждан. Снизился воспитательный потенциал
российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования
патриотизма.
Но как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к
своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм
или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира.
В проекте Национальная доктрина образования в Российской Федерации подчеркивается:
«система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
правого демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость«.
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему
Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в
состав России. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию детей включает
целый комплекс задач:
улице, городу, краю;
жного отношения к природе и всему живому;
акомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения,
инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и
культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма
являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к
своей земле, воспринимаемым в качестве родной естественной и привычной среды обитания
человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся
предметом осмысления, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать
соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного
воздействия.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу, которая может проводиться в
дошкольных образовательных учреждениях по начальному формированию чувств
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание, являясь частью общего воспитательного процесса,
представляет собой систематическую работу коллектива. Это сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание патриотических чувств
у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя
воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть
представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, родной район -родной город -
родной край - страна, столица.
Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как
первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и
развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым
близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он
живет, детскому саду, городу, краю. Огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности близких людей.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной
стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как
дошкольник может эти чувства выразить?
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него
проявляются через чувство восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства
необходимо выражать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Чувство Родины «Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он
изумляется, и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они, бесспорно, играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя
природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город.
Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении должно быть
плановым, системным, постоянным.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если сам
воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен
уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что
может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут
положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной,
своим народом, своим городом.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию
патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции,
общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание
детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам
хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать
детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие
с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к
традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу
душу и ваши мысль должно приходить к детям.
Данную заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и
с детьми, и с родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого
такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от
воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку, к каждому
родителю.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои
вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится
на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые
обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего.
Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их
родителей : другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение
передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие народам
России.